Сибирские огни, 1923, № 1 — 2
Общая численность коренных юраков Берегового рода, по VIII ревизии было 144 д. об. п. (75 м. п.), по X ревизии уже 52 д. об. п. (23 м. п.1) по произведенному автором подсчету, за время обследо вания этого отпрыска самоедов, с 20 августа 1907 г. по 8 марта 1908 года, общая численность их достигает всего лишь 16 д. об. п. (10 м. п.), причем они поголовно оказались метисами с отуземившимся рус ским населением. Таким образом, Береговой род юраков, несмотря на то, что занимал выгодные позиции по обоим сторонам течения реки Енисея, дошел до последней точки своей исторической судьбы. История этого небольшого отпрыска Енисейских самоедов говорит за то, что прогрессирующий упадок оленеводства, составлявшего некогда глав ный источник благосостояния юраков, заставил последних сосредото чить внимание на других видах промысла — рыболовстве и охоте, а после окончательного уничтожения их стад—эмигрантам оставался только один исход: приискивать себе новые способы пропитания в за висимости от условий местности, почему беднейшие из них поступили в работу к русскому населению в низовьях р. Енисея и окончательно слились с ними, оставив после себя, по характерному выражению рус ских низовиков „назытки"2*). Еще по X переписи у русского населе ния в низовьях р. Енисея числилось 14 человек.2) Обследованные ав тором юраки Берегового рода, как показала произведенная перепись, являются потомками юраков, некогда поступивших в работу в каче: стве членов семьи к русскому населению в низовьях р. Енисея. И нет ничего удивительного, что потомки эти, как наиболее приспособлен ные к окружающим условиям, выжили, а не желавшие почему-либо или не имевшие возможности поддержать свою жизнеспособность ука занным путем бесследно вымерли. Этот отпрыск Енисейских самоедов, главным образом, и способ ствовал изменению национального типа русского, крестьянина в ни зовьях р. Енисея. Наконец, автор указывает на отуземившееся русское население, на так называемое Русское Крестьянское Затундринское O-во Туру- ханского края, которое сохранилось до настоящего времени, исклю чительно благодаря скрещиванию с туземными народностями—тунгу- зами, якутами и самоедами, быстро слившись с ними в физическом типе, образе жизни, экономической и духовной культуре, до потери своего более развитого языка. История этой новой разновидности, этой помеси русских с тузем ными народностями, являющейся жизнеспособной, показывает, что русские выходцы из Ярославской, Новгородской и др. южных губер ний Европейской России, благодаря изолированности мест их обита ния, отсутствию путей сообщения и связей с культурным миром, с те чением времени кровосмесились между собой и дошли до вымирания, почему вынуждены были скрещиваться с туземным населением и тем самым поддержать свою жизнеспособность, что убедительно указы вают следующие данные: в 1744 г. землепроходцев и посадских в этом обществе числилось 152 д. об. п. и разночинцев 28 д. об. п.4), тогда как в настоящее время их насчитывается до 350 д. об. пола. *)—Патканов. О прирост« инород. населения Сибири. Стр. 45. -)—Приплод. *)—Оффициальн. сведения их архива Турух. Отд. Управления за 1860 г. 4) —Оффициальные сведения из архива Туруханск отд. Управления.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2