Сибирские огни, 1923, № 1 — 2
Эти роды известны до сего времени под именем долган. Акаде мики Кеппен, Бер и Миддендорф признавали их за соплеменников тунгузов. Кострен различает три маленьких якутских племени, которые называются долганами, адьянами и донготами.—Третьяков называет их тагаль и производит от тунгузов. Из позднейших исследователей одни признают долган за „якутское племя тунгусского происхождения“ и рассматривают их вместе с якутами *), другие считают их отраслью тунгузов, третьи производят их от якутов **) и т. д. Теперь, когда эти рода в достаточной степени изучены, следует оставить за ними их ро довые названия, а термин „долгане“ ограничить применением лишь в качестве синонима, т. к. местное население привыкло уже к этому названию. В настоящее время „долгане“ стоят на более высокой сту пени развития, способны к восприятию культуры, стойки, жизненны, и неизменно увеличиваются в своем приросте. Сравнительно в недавнее время, от 4 семей численностью в 13 человек, ***) на одних только Норильских озерах в 1908 г. их размножилось до 367 д. об. пола (177 м.) и до 800 д. об. пола >**) во всем Туруханском крае, а переписью 1897 г. их зарегистрировано в пределах Туруханского края и Якутской обла сти 967 д. об. пола (472 м. п.), причем абсолютный прирост их за пе риод 1839—97 показал плюс 211 м. п. и плюс 591 об. пола ****). Детьми долгане сравнительно более богаты, чем все якуты Якут ской области: на 100 д. об. п. у них в 1897 г. приходилось 18 детей до 5 лет включительно. Подобное явление в течение десяти лет автор имел возможность наблюдать и у других народов севера, например, у остяко-самоедов, обитающих по р. Тазу и сев.-зап. тундрам, среди которых автор про жил два года, занимаясь обследованием условий и причин их вымирания. Исторические данные об остяко-самоедах Тымско-Караконского рода, обитающего по р. Тазу и его притокам, также говорят за то, что вследствие различных превратностей их жизни, эмиграций и вы мираний, они вынуждены были путем скрещивания с тесно примыка ющими к ним Баихинскими остяками поддержать свою жизнеспособ ность. Произведенная автором специальная междуродовая перепись в 1903 г. показала, что из общей численности остяко-самоедов вТым- ско-Караконской управы 423 д. об. пола (223 м. п.)—141 м. п. и 34 ж. п. оказались остяками Баихенской управы, а последние, в коли честве 178 д. об. п. (154 м. п.) оказались помесью с остяко-самоеда- ми Тымско-Караконского рода и совершенно утратили свой язык и особенности, свойственные енисейским остякам. Изучая небольшой отпрыск енисейских самоедов, береговой ряд юраков, некогда эмигрировавших в низовья р. Енисея из западных тундр от р. Таза, автор к своему крайнему изумлению убедился, что в данном случае ему приходится иметь дело не с юраками, а с по месью, образовавшейся от скрещивания с отуземившимся русским населением в низовьях р. Енисея. *) Потканов, О приросте инор. населения Сибири, стр. 58. **) -Васильев ***) На основании записанных автором преданий. ****)—Цифры заимствованы из церковн. документов Дудинской и Хатангской церквей за 1907 г. **♦**)—Патканов О приросте инородч. населения Сибири, стр. 58.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2