Сибирские огни, 1923, № 1 — 2

ладной группы тунгуссов говорит за то, что во время анархии правил, регулирующих половые отношения, у них не существовало. Жены приобретались путем насильственного захвата. Поединки происходили и внутри семей из-за обладания сестрой или даже матерью. И в на­ стоящее у тунгузов встречаются случаи сожительства братьев с сест­ рами. Только сравнительно с недавнего времени, под влиянием хри­ стианства, система родства стала складываться на принципах агнатиз- ма. Каждый род стал брать женщин из другого рода и отдавать вза­ мен своих. Но суть дела от этого не изменилась, и как показали дальнейшие обследования, в каждом новом поколении скрещивались братья и сестры. Заинтересованный условиями и причинами вымирания с.-зап. труппы тунгусских родов, автор на первую очередь поставил обследо­ вание физиологической конструкции ¿тих родов—строение их в зави­ симости от норм брака, для чего в течение двух лет, производил спе­ циальную междуродовую перепись; добытые результаты Доказали, что шесть сев.-зап. тунгузких родов кровосмесились. Так называемые долгане оказались поголовно метисами с якутами. Таким образом,ста­ тистические данные, свидетельствующие о малочисленности и неизмен­ ном вымирании сев.-западной группы родов, и результаты антрополо­ гического обследования, указывающие на частные у них аномалии и уродства, наконец, результаты обследования физиологической конст­ рукции род^ов—кровосмесительство—все это несомненно, говорит за вымирание этих родов. Если-же принять во внимание их малочисленность, лингвистичес­ кую отчужденность, то зная историю их возникновения, вполне понят­ ным становится вопрос, каким образом они дошли до вымирания. Пе­ чальная история этих родов представляется в следующем, виде, Ро- дональники их, вследствие каких-либо экстро-ординарных причин, вы- нужедны были оставить свсю родину и двинуться на север. Осевши и укрепившись среди совершенно чуждой им по духу и культуре само­ едской народности и упорно не желая вступать с нею в родственные связи, они естественно, кровосмесились и дошли до вымирания. Обсле­ дование остальных сев.-западных тунгусских родов показывает, что они, собственно род „догот“, дойдя до кровосмешения,-сохранили свою жизнеспособность путем скрещивания с якутами, образовав из себя новые разновидности, ветви, получившие самостоятельное значение: якутский род тунгузов и долтонский род. История тунгусского рода „догот“ и ветвей его, известных под общим именем долган, является глубоко поучительной. Как сказано выше, некогда захиревший род „догот“, приобретая у тунгузов жен и отдавая взамен своих, поддер­ жал свою жизнеспособность новым притоком здоровой крови, и пу­ стив от себя ветви, образовал новые разновидности,—помеси, неиме­ ющие своего специфического типа и по времени склонные распадаться на свои первоначальные элементы. Таким путем обмена жен, между тунгузами и якутами возникли новые роды: дольгар, который приобретал жен у якутов и яколь, ко­ торый в обмен брал тунгусских женщин, почему и в тунгусской тер­ минологии первый называется дольгар (тунгусский), а второй—яколь (якутский род тунгузов).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2