Сибирские огни, 1923, № 1 — 2
Таким образом, от столкновений указанных культур, получается обнищание одних народностей и вырождение других. В первом слу чае причины, главным образом, экономические, а в последнем—изо лированность, суровые и непривычные для коренного русского чело века условия севера, культурная слабость колонизационного элемента и незначительность его в сравнении с более компактной массой ту земцев. Менее опасно для северных народностей влияние Якутской культуры, особенно для более близких к ним тунгузов Туруханского края, подвигающейся к ним двумя путями: через низрвья Анабора, от Ленских, Олененских и Лнаборских якутов, и через верховья реки Ви люя, где тунгузы соприкасаются с якутами Вилюйского округа. В существующей литературе имеются указания, что тунгузы, ок руженные с северо-востока якутами, не только ассимиллируют, но пу тем скрещивания с тунгузами, соединяются с ними, и в этом отноше нии их культурная роль огромна, но в свою очередь они и сами не остаются без влияния со стороны тунгусов. Как показало обследова ние автором Ессейских якутов, последние с виду сильно отунгузившие- ся, представляют собой почти поголовно метисов. Если влияние рус ской культуры для тунгузов пагубно, то несравненно выгодным для обоих народностей является слияние тунгузов с якутами, в результате которого получаются здоровые и жизнеспособные разновидности. И. П. Толмачев, известный исследователь севера Енисейской гу бернии, пишет, что в верховьях Хатанги кочуют тунгузы, безусловно, самый приятный народ среди инородцев Сибири, отличающийся, од нако, некоторыми чертами отрицательного характера—тщеславием, ще гольством, стремлением к роскоши,—вообще широтою натуры, благо даря чему онине могут выдержать конкуренции с более расчетливыми и хитрыми якутами и постепенно поглащаются последними, теряя даже свой язык, как это имеет место по верхнему Вилюю и как это осо бенно рельефно можно видеть на долганах, живущих по нижней Ха танге и Лнабору и представляющих, повидимому, совершенно об'яку- тившиееся тунгусское племя*). Убеждение в вымирании северных народностей Сибири уже про чно установилось в науке. По этому вопросу создалась обширная ли тература. Более всего в этом отношении сделали Шашков,2), Ядрин цев3), Шренк4), Мойнов3), Якобий6), Паткано7) и автор настоящей статьи *) *)—Хотангская экспедиция И. Р. Г. О. Труды Троицко-Кяхтинского Отд. Приамурского отдела И. Р. Г. О. т. IX в. I ст. 26. 2) —Исторические этюды т. II (Сибдрск. инородцы в XIX ст ). 3) —Сибирск. инородцы, 1891 г,—Сибирь как колония, 88—93. *)—Об инородцах Приамурского края, !, 1885 г. 5)—Некоторые данные о тунгузах Якотской области. Труды В.-Сиб. О. И. Р. Г. О. II. 1898 г. в) ~ Остяки северн. части Тобольск, губ. Ежегодно Тобольск, музея IX. ')—Istcyh astjakcn п ihre Uolkpoecie—1 . 72—95; опыт географ, и стат. тунгус ских племен Сибири, в. 1, 2: Материалы для изучения экономического быта кресть ян и инородцев Западной Сибири. Т. I, 4—16, 29 сл. и X с.; по Демьянке. Зап. Сиб. О. И. Р. Г. О. XVI, Б. 2—3; о приросте инородческого населения Сибири. 1911 года. 8)—К вопросу о вырождаемости инородцев Туруханского края (Днев. XII с‘ез- да Ест. Врач, в Москве. 1909 г. № 10); к вопросу о вымирании орктических народ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2