Сибирские огни, 1923, № 1 — 2
крови. Но их карта бита, в своем умирании они, очевидно, глухи к ра достно отзывающейся в наших сердцах железной поступи рабочих баталионов, идущих и уже пришедших. Никакое эстетическое восприятие и обоснование общества, ни какие ложные уверения, что великое искусство музыки, пластики, и живописи умерло вместе с переходом от политического (сословного) к экономическому (капиталистическому) обществу никого не испугают, ибо мы знаем, что грядет великое искусство будущего. Оно будет искусством творчески-трудового общества. Никакие смешные для нас отожествления истинного социализма с пруссачеством—только потому, что в основе обоих явлений лежит чувство солидарности, дисциплинированность и воля к власти в борьбе за счастье целого—никого не обманут. Нам до последней степени уди вительно читать курсивом напечатанные Шпенглером строчки: „Фрид рих Вильгельм I, а не Маркс был в этом смысле первым сознательным со циалистом “ (ст. 37 „Пруссачество и социализм“). Вся его философия, вся его мечта о приходе Цезаря вытекает из его идеологии возврата сословного общества. .Закат Европы“—это закат века машин и денег и мировых городов и торжество провинции, деревни, аристократии крови, связанной якобы с землей и в ней чер пающей свои силы. Мы эту связь дворянства и земли хорошо знаем, она у нас еще в памяти. Дворянская идеология непосредственно в нашем представлении связана с его эстетическим восприятием общества, с его мышлением, образами и теорией замкнутых культурных типов. Материальный процесс социальной жизни чужд дворянству. Оно сосредотачивает в силу своей социальной сущности внимание лишь •на форме явлений. Но вместе с последними мечтами о приходе Це заря, этого символа сословного общества, исчезнет и подобная идеология. Цезарь не придет. Сословное общество не вернется. Человечество шагнуло вперед. Сословное общество, эта тупиковая форма общест венности, на которой гибли все великие культуры древности, не имея силы шагнуть дальше,—преодолена раз навсегда. Возврата к старому нет. Идут трудовые рати мозолистых и вла стных рук. Вместе с ними идеалистическая философия покинет свое последнее убежище—социальные явления,—и в области социального знания воцарится такое-же строгое мышление и точное знание, как в науках о природе. Такие, хотя и чрезвычайно талантливые и художественные книги, как „Закат Европы", последние в своем роде. В. Немчинов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2