Сибирские огни, 1923, № 1 — 2
человека при его взгляде на наш век „обуяет чувство, будто тогда природа пришла в колебание“. Будущая культура обнаружит еще бо лее высокую степень деятельности, наружность земной поверхности еще более изменится, но никто, тем более земля, от этого не содро гнется. Изучая добросоветстно эволюцию современного общества, но совершенно оставаясь чуждым ему, он видит, что промышленный ка питал сменяется финансовым, он формулирует это на своем живопис ном языке следующим образом: „машина со своей человеческой сви той, подлинная владычица века, подвергается опасности подчиниться более могучей силе“ (72). Эта сила—деньги, и в данный исторический момент происходит титанический напор денег. Происходит якобы—„отчаянная борьба технического мышления за свою свободу с мышлением деньгами“ (там-же). Воцаряется дикта тура денег. И тут же он видит спасение себеподобным. „Если бы—говорит он—деньги были бы чем-нибудь осязаемым, то существование их бы ло бы вечно; но так как они форма мышления, то они угаснут лишь только продумается хозяйственный мир до конца, при том по недо статку материала“ (72). Тут все своеобразно: деньги определяются как форма мышления, они не имеют ничего осязаемого и в то же время эта система мы шления погибнет по недостатку материала. Он видит борьбу между техникой и деньгами и с другой стороны ему чудится борьба денег и права. Он жаждет, чтобы экономический строй современного общества обернулся снова в политический, чтобы человечество снова вернулось от экономического ряда общественных форм к политическому ряду и думает, что „политическая сторона жизни все же окажется сильней- ней“ (73). Биржа, очевидно фондовая, им расценивается как мыслительный орган законченного денежного хозяйства. Она вступает в борьбу с промышленностью. Даже рабочее движение по Шпенглиру в его борьбе с капитализмом находится в услужении Биржи“ (см. примеч. ст. 72 „Деньги и машины"). Эта мысль дика для нас, но характерна для Шпенглера. Дело этой борьбой не кончится, борьба денег и машин и борь ба денег и права превращается постепенно в борьбу денег и крови. И только кровь решит будущее. „Чтобы отбить атаку денег, право нуждается“—говорит Шпен глер—„в аристократической традиции, честолюбии сильных поколений... Одна сила может быть свергнута только другой, (курсив Шпенглера) а не принципом, против-же денег нет иной силы. Деньги одолеваются и уничтожаются только кровью“ (73. Деньги и машины). Что это? Разве это не профамма аристократического фашизма, разве эти слова не звук призыва умирающего дворянства к оружию, к восстановлению сословного общества? Разве эти строки не речь правоверного немец кого юнкера? Траги-комично само зрелище последнего из дворян в его борьбе с машиной, финансовым капиталом и индустриальным про летариатом. В великом споре буржуазии и пролетариата в его лице дворянство пытается идейно вернуть свои навсегда утерянные права 16 ?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2