Сибирские огни, 1923, № 1 — 2
Но грохот Германской революции его приводит в беспокойство. Он беспомощно иронизирует „над рабочими Советами в качестве но вой верхней палаты“, над возведением „рабочего в достоинство ан глийского джельтмена при помощи забастовки с продолжающейся оп латой“ (63 стр. „Пруссачество и социализм“). Он в замешательстве, он не может оценить происходящего иначе, чем в терминах сослов ного общества. Он успокаивает себя тем, что „IV сословие—отрица тельное по существу, не может действовать, как творческая сила“ (13). „Сословие есть этическое понятие, выражение идеи" (61). Сосло вие некоторый идеал формы. Но где у рабочего класса внутреннее и внешнее благородство: у них даже честь и совесть не в них самих, а в их продукции. Третье и четвертое сословия родились во времена Французской революции, когда культура переходит в цивилизацию. „Третье сословие“—говорит он—„принадлежит городу, который становится на^ равных правах с деревней, четвертое—к мировому го роду, который уничтожает деревню“ (59). Это происходит для Шпен глера так неожиданно, что „Руссо оказывается внезапно устаревшим“. Новый строй вещей для него неприемлем, ибо „поток бытия приостанавливается в каменном городе“ (27 „Деньги и машина"). Он печалится, что с этого момента руководство переходит от людей кро ви к деньгам и уму. Он даже не хочет замечать, что руководство историей фактически переходит в мозолистые руки труда. Если мы раньше отмечали, что для Шпенглера, для отдельных культур неопределимы его формы мышления—„прасимволы“, то сей час мы должны отметить, что есть прасимволы, которые для него психологически неприемлемы,—это „индустриальный рабочий“, кото рый есть по Шпенглеру же символ XIX столетия (см. 59 стр. „Прус сачество и социализм“). Что весь строй современного общества для Шпенглера не при емлем, ясно из его трактовки таких феноменов современного обще ства, как деньги и машины. Все современное общество, деньги и машины, „сумасшедшее зда ние до самых облаков“, все это—„оргия разнузданного мышления“ (63 стр. „Деньги и машины“). „Человечество осмеливается разыгры вать роль божества" (тамже). Шпенглер обращается даже ко всякой чертовщине, когда пыта ется характеризовать современное общество. „Машина“—утверждает ° н »Дело рук дьявола—это было всегда ощущением истинной веры“ (66 „Деньги и машины“). Машина—смещение Бога“ (69. „В современном обществе воцарилась „тирания" колес, проволок, рельсов. Природа оказалась рабыней. Она запрягается в ярмо, рабо та ее в насмешку измеряется лошадиными силами“ (см. 67 „Деньги и машина“). Природа в^ его представлении насилуется при помощи рычагов и винтов. „Земной шар приносится в жертву фаустовскому мышлению— энергиями“ (71). Любопытно, что таких людей, как Шпенглер охватывает ощуще ние сатанизма машины, только он почему-то считает, что это преиму щество отборных людей, а мы бы сказали, что такое восприятие— печальное свойство эпигонов. Он напрасно полагает, что будущего
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2