Сибирские огни, 1923, № 1 — 2

Античная культура, это—мир Эллады, античная цивилизация э т о - мир Рима. Арабская культура зарождается в эпоху Августа около Рождества Христова, но исторический организм арабской культуры все время скрывается под внешней формой Римской империи и сред­ них веков. Арабская цивилизация наступает с 1000 года после Рожде­ ства Христова. Сельджукская эпоха, эпоха монголов с 1258 г., Визан­ тии после 1000 года. Все великие религи мира, как-то: христианство (евангелие), маго­ метанство (коран), иудейство (талмуд) есть воплощение арабской куль­ туры, сущность которой определяется Шпенглером, как сущность маги­ ческой души. Египетская культура созревает в начале IV династии (2930 год до Р. X.) Египетская цивилизация наступает с эпохи гиксов. Европейская культура наступает с эпохи крестовых походов, а Европейская цивилизация с эпохи Великой Французской Революции и Наполеонских войн. Все XIX столетие, таким образом, отнесено к стар­ ческой эпохе и мыслится, как упадочная стадия европейской куль­ туры. Почему-же Шпенглер так провел линию границы культуры и ци­ вилизации? Дело, очевидно, в том, что он наблюдает в XIX столетии замену органических процессов в жизни обществ техническими, посте­ пенную материализацию общественных форм. Ему не ясно, что это неизбежное следствие перехода общественного состояния к эпохе эко­ номического ряда общественных форм. Зомбарт очень хорошо характеризует XIX столетие в жизни не­ мецкого народа. В своей книге „История экономического развития Германии в XIX столетии“ он рисует яркую картину вытеснения орга­ низованной материей неорганизованной (органической). „Происхо­ дит—говорит Зомбар—вытеснение органических процессов и налицо тенденция к освобождению от ограничений, налагаемых органической материей—человеком, животным, растением—это основной материаль­ ный принцип современной техники“ (124—125 стр.). И очень ярко, как и все, что выходит из-под его пера, Зомбарт рисует постепенный процесс овеществления общества, усиление космических элементов общественной жизни, отрыв человечества от зоологической пуповины, вытеснение из промышленности органических процессов и изгнание души из естественного процесса. Но все это им рисуется, как этап дальнейшего развития челове­ чества, а не как угасание культуры. Экономический ряд общественных форм и есть это дальнейшее развитие человечества. Только Шпенг­ леру с его „почвенным духом“, с его дворянской идеологией это ка­ жется умиранием, „разработкой уступами, как в копях, омертвелых форм органической жизни“. Он оглядывается назад и зовет обратно к эпохе дворянского сословного общества. Ему кажется, что искусство, живопись, музыка умерли и великие образцы искусства юнкерско-дво­ рянской эпохи не могут быть превзойдены. III. Шпенглер—последний из дворян. Это ясно, хотя-бы из его пони­ мания и отношения к таким феноменам социального мира, как сосло­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2