Сибирские огни, 1923, № 1 — 2

в) Финансово-капиталистическое общество (господство ценностей охозяйствление государства, финансовый капитал). 4) Социалистический ряд общественных форм (хозяйственные комплек сы всасывают в себя государственные формы). Во избежании неправильного понимания должен оговориться, что название первого ряда органическим, а второго политическим,! совершенно не решает вопроса—какой феномен в этом ряде главен­ ствует. Мы стоим на точке зрения, что в течение всей истории чело­ вечества основное и определяющее положение в социальной жизни принадлежит экономическим явлениям. Само социальное общество зарождается лишь тогда, когда че­ ловек берет в свои руки орудие труда, когда последнее становится органом человека, отдельно от него существующим. Первому ряду мы даем название органического, стремясь под­ черкнуть, что человечество еще близко к своей зоологической пупо­ вине и что жизнь первобытного человека носит все следы зоологи- ческога существования. Хозяйственного воспроизводства социальной жизни еще нет, есть лишь воспроизводство самого человечества, во­ просы размножения. Второй ряд назван политическим, так как экономические процес­ сы в этот период имеют политические формы. Прав М. Покровский, в своих очерках русской культуру, когда заявляет, что на заре исто­ рии при зарождении политического общества—„продолжительный мир равносилен неурожаю“. Во времена политического ряда общественных форм существуют только односторонние безвозмездные экономические отношения, когда ев­ ропейский феодал и русский боярин, а затем русский дворянин и не­ мецкий юнкер, получали свою долю общественного продукта в по­ рядке власти, политического господства. Двухсторонние и возмездные хозяйственные отношения, эти под­ линные экономические отношения, возникают лишь в эпоху экономи­ ческого ряда общественных форм. Вместо приведенной выше довольно длинной схемы этапов раз­ вития человечества Шпенглер знает лишь две фазы: культуру и циви­ лизацию. Доисторическая жизнь каждой из этих этнографических групп, т.-е. эпохи до возникновения национального и политического единства в недрах каждой из этих групп, ему остается совершенно неизвест­ ными и вне поля его зрения. Он различает лишь культуру и цивилизацию и то в терминах аналогии с развитием всякого организма. Культура—это зрелость, ци­ вилизация—старчество. „Цивилизация—говорит он—есть неизбежная судьба культуры... Ее логическое следствие, завершение, исход.,.“ „Ци­ вилизация это те самые крайние и искусственные состояния, осуще­ ствить которые способен высший вид людей...“ „У каждой культуры есть своя собственная цивилизация“. (30). При чем „чистая цивилиза­ ция, как исторический процесс представляет собой постепенную разра­ ботку (уступами, как в копях) ставших неорганическими и отмерших форм“. (31). 1ЬЗ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2