Сибирские огни, 1923, № 1 — 2
в) Финансово-капиталистическое общество (господство ценностей охозяйствление государства, финансовый капитал). 4) Социалистический ряд общественных форм (хозяйственные комплек сы всасывают в себя государственные формы). Во избежании неправильного понимания должен оговориться, что название первого ряда органическим, а второго политическим,! совершенно не решает вопроса—какой феномен в этом ряде главен ствует. Мы стоим на точке зрения, что в течение всей истории чело вечества основное и определяющее положение в социальной жизни принадлежит экономическим явлениям. Само социальное общество зарождается лишь тогда, когда че ловек берет в свои руки орудие труда, когда последнее становится органом человека, отдельно от него существующим. Первому ряду мы даем название органического, стремясь под черкнуть, что человечество еще близко к своей зоологической пупо вине и что жизнь первобытного человека носит все следы зоологи- ческога существования. Хозяйственного воспроизводства социальной жизни еще нет, есть лишь воспроизводство самого человечества, во просы размножения. Второй ряд назван политическим, так как экономические процес сы в этот период имеют политические формы. Прав М. Покровский, в своих очерках русской культуру, когда заявляет, что на заре исто рии при зарождении политического общества—„продолжительный мир равносилен неурожаю“. Во времена политического ряда общественных форм существуют только односторонние безвозмездные экономические отношения, когда ев ропейский феодал и русский боярин, а затем русский дворянин и не мецкий юнкер, получали свою долю общественного продукта в по рядке власти, политического господства. Двухсторонние и возмездные хозяйственные отношения, эти под линные экономические отношения, возникают лишь в эпоху экономи ческого ряда общественных форм. Вместо приведенной выше довольно длинной схемы этапов раз вития человечества Шпенглер знает лишь две фазы: культуру и циви лизацию. Доисторическая жизнь каждой из этих этнографических групп, т.-е. эпохи до возникновения национального и политического единства в недрах каждой из этих групп, ему остается совершенно неизвест ными и вне поля его зрения. Он различает лишь культуру и цивилизацию и то в терминах аналогии с развитием всякого организма. Культура—это зрелость, ци вилизация—старчество. „Цивилизация—говорит он—есть неизбежная судьба культуры... Ее логическое следствие, завершение, исход.,.“ „Ци вилизация это те самые крайние и искусственные состояния, осуще ствить которые способен высший вид людей...“ „У каждой культуры есть своя собственная цивилизация“. (30). При чем „чистая цивилиза ция, как исторический процесс представляет собой постепенную разра ботку (уступами, как в копях) ставших неорганическими и отмерших форм“. (31). 1ЬЗ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2