Сибирские огни, 1923, № 1 — 2
всего этого мало. Необходимо найти и нарисовать общую канву раз* вития, в которой эти культуры являются лишь ступенями этого разви тия. Каждая общественная форме должна быть разложена на элемен ты и должен быть найден закон последовательного сочетания и ком бинации этих элементов. Общественная наука в лице социологии дол жна перестать быть только наукой инвидуального, неповторяемого. В центре внимания дрлжны встать не отдельные культуры, а их фа- зц и элементы. Человечество, конечно должно рассматриваться с зоологической точки зрения, как это и пытается делать Шпенглер, но зачем сосре дотачивать свое внимание только на одной из стадий этнографиче ского развития человечества—народ и нация. До об'единения в нацию каждая этнографическая группа человечества прошла неизменнее стадии—род, фратрия, племя, союз племен и, наконец, достигла на ционального об'единения. Но сколько этнографических групп кончили свое существование нд каждой из перечисленных стадий? Они остаются вне внимания иЦпенглера. Мало этого, он и не выдерживает своего „зоологическо го" взгляда на человечество, когда рассматривает греческую и рим скую культуры, как стадии античной культуры, или когда история ан глийского, немецкого, итальянского, французского народов рассматри вается, как история одной Европейской культуры. В то время, как каждый из этих народов имеет много своеобразных черт своей исто рии, в развитии своих общественных форм, Шпенглер их сливает во едино во имя единого символа, выбранного пробуждающейся к само сознанию душой каждой из названных стран. Во имя „чистой идеи“, прасимдола, который в сущности уже элементы систематики, Шпен глер закрывает глаза на многообразие форм общественного разви тия, индивидуальным воплощением которых полна история каждой на циональной^ группы человечества. Физиогномику можно рассматри вать, как метод великой синтетической науки будущего, но надо пом нить, что систематика индивидуальных образований и совокупностей по их сходству в научном отношении значительно беднее, чем систе матика элементов целого, полученных после его аналитического раз ложения. В этом смысле до физиогномики должна существовать ана литика и систематика,—чего у Шпенглера нет. Я представляю историю человечества, как совокупность гор, с разным количеством социально-органических наслоений. Холмики—это племенные человеческие группы, горы—национальные образования. Весь интерес в том, что каждая гора в прошлом непременно была покрыты группой холмов, которые дальнейшими социальными отслое ниями и образовали новую социальную совокупность более мощного типа. Если бы „физиогномический такт" был направлен на образую щие национальные образования роды и племена, то он дал бы боль шие результаты: Шпенглер бы понял, что единство в истории чело веческих групп есть: человечество объединяется все в большие и большие совокупности и в настоящее время мы присутствуем при процессе интернацио нальных об'единений человечества. Существо процессов в том, что обра зуются наднациональные совокупности, которых может оказаться на земном шаре несколько. Пока образуются не мировые совокупности,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2