Сибирские огни, 1923, № 1 — 2

систематику, мы всегда будем иметь ряд изолированных, замкнутых индивидуальных образов. Понятие—основной элемент систематики, по самой своей приро­ де имеет функциональную, связующую, причинную структуру, в то вре­ мя когда образ имеет в своей сущности замыкающуюся изолиро- вывающую индивидуализирующую структуру. Теория замкнутых культурных типов—естественное и неизбежное следствие мышления в образах, эстетического восприятия общества. Культуры лишь круги, лишь индивидуальные и многоцветные, ярко­ красочные пузырьки, возникающие и умирающие. Это „образы из безобразного“. Только разложение их на элементы и познание приро­ ды комбинаций этих элементов даст картину связного развития явле­ ний. До аналитического действия нашего разума феномены естествен-, но исторического порядка всего лишь мимолетные пузырьки, „сон детской души“. Вспомним донаучные понятия о свете и цвете. Краски, тени, то­ на и цвета,—разве это в нашем преднаучном представлении не замк­ нутые круги волнующейся поверхности мира. И только после разло­ жения спектора и открытий в оптике они вошли в наши понятия о природе, лишившись своих индивидуальных свойств и перестав быть замкнутыми, изолированными феноменами. Не то у Шпенглера с его портретами культур. Они стоят одино­ ко, случайные в своем возникновении. Вместо монотонной картины „линейнообразной всемирной истории я вижу, говорит Шпенглер, фе­ номены множества мощных культур“ (19). „Каждая из них—продолжа­ ет он—налагает на свой материал-человечество свою собственную фор­ му, у каждой своя собственная идея, собственные страсти, собственная жизнь желания, чувствования, и, наконец, собственная смерть (19) (кур­ сив везде Шпенглера). Каждая культура „замкнута в себе, подобно тому, как у каждого вида растений есть свои собственные цветы и плоды, свой собственный тип роста и смерти“... Во всемирной исто­ рии я вижу картину вечного образования и изменения, чудесного ста­ новления и умирания органических форм. А присяжный историк видит в ней подобие какого то ленточного червя, неутомимо наращивающе­ го эпоху за эпохой“. (20). Шпенглером, как указано выше, намечается восемь культур, до­ стигших зрелости и естественной смерти. Каждая из них стоит особ­ няком. Однако, если внимательно всмотреться в характеристику трех наиболее полно нарисованных им культур, то становится ясным, что они все же обрисовываны им, как постепенно и все более и более зреющие культуры, хотя он это категорически отрицает. Осуществив полную сумму всех возможностей, „душа“ культуры вновь возвратясь в первично душевную стихию, очевидно, не оставляет последней „веч­ но-детской“. Всмотритесь в Шпенглеровскую характеристику культур Египетской, Античной и Европейской и у вас не останется сомнений, что античная культура представляется более зрелой, чем Египетская, а Европейская более старческой, чем античная. Египетская культура- это весна, античная—лето, западная-осень. Но констатирование и удачное разграничение отдельных культур в их последовательности, талантливая характеристика каждой из них-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2