Сибирские огни, 1923, № 1 — 2
Основной вопрос в получении наиболее простых Элементов, ком бинация которых только и может осветить нам всю глубину явле ний, и дает возможность дисциплинированному воображению открыть формулы, описывающие в кратких словах обширную массу фактов. Гипноз индивидуальных фактов должен и для социального мира яв лений быть разрушен. Они должны также быть разложены на основ ные элементы. В противном случае мы всегда будем констатировать, по выра жению Дюркгейма, „прихотливый хаос событий, заносимых на свои страницы историей“ по сравлению „с простой чередой, в которой развертываются явления физического мира“. Кроме бесплодности, которой вобщем запечатлен метод физио гномики, необходимо обратить внимание на тот факт, что физиогно мика и портретирование значительно менее экономная форма мышле ния (мышление в образах), чем научное мышление понятиями. Только талантливым авторам, вроде Шпенглера, удается при оперировании методом физиогномики избежать „искусства обильно болтать“. Однако и у него есть очень много страниц, по отношении к которым это досадливое определение Кантом стилья Платоновско го мышления вполне применимо. Еще один штрих к характеристике эстетического восприятия об щества. Когда читаешь образные строки Шпенглеровской книги, ког да вдумываешься в его мысли, то становится ясно, что подлинный фаустовский дух Западно-Европейской культуры чужд и даже враж дебен Шпенглеру. Сущность Европейской культуры в чудесном разви тии физики и техники. Но к технике и физике он настроен враждебно (об этом более подробно дальше). -II. Способ об'ективизации исторических наблюдений, выбранный О. Шпенглером в форме портретирования культур, его мышление в об разах, его символика многомысленных слов, все это в сущности опре деляет его взгляд на историю как на ряд замкнутых культурных типов. „Культура—говорит О. Шпенглер—зарождается в тот момент, ког да из первобытно-душевного состояния, вечно-детского человечества пробуждается и выделяется великая душа“. „Культура умирает—зая вляет он,—когда эта душа осуществит полную сумму всех возможностей в виде народов, языков, вероучений, искусств, государств и наук и та ким образом вновь возвратится в первичную душевную стихию“ (113). Он набрасывает огромную картину: „однообразный прибой бес численных поколений волнует широкую поверхность, вспыхивают и пропадают роды, племена, народы, расы. И на этой поверхности ширят свои величественные круги волн великие культуры, они возникают внезапно, расширяются великолеп ных линиях, вновь выравниваются и пропадают, и зеркало пучины опять лежит перед нами одинокое и дремлющее“. (113). В этих картинах ярко запечатлен весь стиль эстетического вос приятия общества в форме физиогномики и символики. Создание образов культур не дает по самой своей природе воз можности связывать в некое большее единство два рядом стоящих портрета культур. До тех пор, пока физиогномика не превращается в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2