Сибирские огни, 1923, № 1 — 2

До тех пор, пока в центре его внимания стоит индивидуальное, он не может обойтись без идеи судьбы. Однако, познавательные ка­ чества этой идеи чрезвычайно ничтожны. Только в поэтическом и ре­ лигиозном восприятии минувшей юности человечества она была умест­ на. Для аналитического и синтетического мышления современности— судьба ненужное понятие. Судьба может мыслиться только по отног шемию к индивидуальному явлению. Индивидуальное явление есть слу­ чай, есть случайность, подобная случайности мыльного пузыря. В са­ мом понятии судьба есть подзвук случая. Вместо идеи судьбы совре­ менная наука выдвигает статистические методы изучения случаев и случайностей в свете теории вероятностей. Они уже оправдывают себя значительно полнее, чем идея судьбы. Другое доказательство, правильность нашей мысли об непревзой­ денности и обязательности для Шпенглера форм строгого мышления дает нам его морфология. О. Шпенглер различает только два спосо­ ба морфологического наблюдения мира—физиогномику и систематику. Что такое физиогномика? О. Шпенглер отвечает на этот вопрос так: „физиогномика есть перенесенное в духовную область искусство портрета (108). Все основные идеи и аналогии О. Шпенглера не выносят скепсиса. Стоит только усомниться в любом из его построений, как они сразу теряют все черты своей глубины, оргинальности и истинности. Такое- же положение с его физиогномикой. Систематика—неизбежный прием всякой научной мысли. К. Пирсон в своей „Грамматике Науки“ различает следующие стадии познания: а) классификацию явлений, б) аналитическое раскрытие взаимоотношений и чередований, в) описание в наикратчайших выражениях наивозможно обшир­ нейшего ряда явлений. Первая стадия научного познания есть ничто иное, как система­ тика. Физиогномика в нашем представлении есть ничто иное, как на­ чальный этап систематики. Портретирование есть придание об'екту ему присущих индивиду­ альных свойств в целях отграничения от соседних об'ектов. За отграничением неизбежно следует группировка об'ектов, от­ несение их к соответствующему классу по признаку сходства. Физиог­ номика есть первый этап систематики, останавливающийся на момен­ те отграничения и индивидуализации явления, но без соответствующей их группировки. Но разве внесение в физиогномику идеи прасймво- лов, т. е. чистых форм, типовых форМ не есть уже робкая система­ тика? Вообще"возможна-ли морфология без систематики? Задайте этот вопрос ботанику, и он в ответ лишь улыбнется. Морфология и систе­ матика неразрывны. Шпенглер имеет возможность остановиться на физиогномической стадии систематики только потому, что он раз­ личает всего лишь следующие восемь культур—западно-европейскую, античную, арабскую, китайскую, египетскую, индусскую, вавилонскую и культуру Майев.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2