Сибирские огни, 1923, № 1 — 2
Понимание мира, построенного на принципах закона, то-есть по нимание действительности в элементах, дает основу морфологии, ме ханического, протяженного, подчиненного причинным отношениям, т. е. систематику по той же терминологии. Первая точка зрения образует систему картины мира, именуемой историей, вторая ее противоположность—природу, причем все зависит от точки зрения: природа может стать историей, история-природой. „Действительность становится природой, если все становление рас сматривать с точки зрения ставшего; она есть история, если ставшее подчинять становлению“ (102). Все здесь настолько относительно и не зависимо от об'екта, что даже математика рассматривается, как глава физиогномики. Шпенглеру даже мерещится, что через сто лет все на-. уки будут частями единой огромной физиогномики всего человечества. Наука вновь уступит свое место поэтики, так как „душа худож ника подобна душе культуры", а поэзия и историческое исследование родственны, так же как исчисление и познание, и воцарятся чисто ге- тевские приемы исследования. Но как быть с тем, что фактически мы имеем бесчисленные об разы, возникающие и бесследно исчезающие в бесконечном изобилии? Как разобраться в этом хаосе сияющих разными красками и от ветами образах? Для преодоления этой стороны проблемы, Шпенглер выдвигает гетевскую идею чистых типовых форм, которые в качестве идеала формы являются первообразами культуры. „Прафеномен утверждает Шпенглер вслед за Гете—есть чистое созерцание идеи, а не познание понятия". На основе вышенабросанной теории физиогномики—Шпенглер мастерски портретирует западную (фаустовскую), античную (апполо- новскую), арабскую (магическую) культуры и частично характеризует египетскую и китайскую. Шпенглер, мало доказывая теоретическую правильность своего „физиогномического такта“, больше чрезвычайно талантливо, хотя и далеко не всегда в согласии с истиной, набрасы вает одну за другой картины культур. Символы, в итоге которых по отношению к душе образуется мир, выводятся Шпенглером из не большого числа основных идей и в первую очередь из идей, носящих в логике название категорий разума, а, именно, идеи пространства и идеи времени. Шпенглер утверждает, что существует множественность прост ранств и чувств времени: каждой культуре соответствует свой род пространства и свое чувство времени. По отношению к пространству „прасимволом“ культур являются: 1) Для западной культуры—бесконечное пространство. (Перспек тива в живописи, голубые и зеленые краски, как краски переднего плана и дали, фаустовское настроение духа, исчисление бесконечных малых, инструментальная музыка, воля—все это частные выражения единого для западной культуры переживания пространств). 2) Для античной культуры—одиноко стоящее тело (пластика, ста туи, слепота греков к другим краскам, кроме желтой, красной, белой и черной; эвклидовская геометрия, изображения нагого тела—тоже своеобразное выражение единого для античного мира пространства).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2