Сибирские огни, 1923, № 1 — 2

лений принимается за первично-образующий факт. Несколько в свое­ образном положении находится экономическая теория общества. У этой теории две особенности: во-первых, «а так называемых „идеологических фактах“ лежит печать производственно-трудовых про­ цессов общества (научные истины, как результат накопленного в тру­ довом процессе опыта; корни слов, как обозначение человеческих дви­ жений и т. д.) во-вторых, наблюдается все большая материализация социального мира на основе все большего «большего преобладания в общественной жизни экономического факта (об этом дальше). Стремление—на основе одного из социальных фактов строить всю теорию обществ—дали на~м следующие социологические школы: 1) Психологическая (Тард, Уорд, Болдвин, Гиддингс]). 2) Этическая (русская субъективная школа. Кидд, Наторп, отчасти Штам- млер). 3) Логическая (Конт, нео-позитивизм, Евгений де-Ро&ерти). 4 ) Органическая теория (биологическая теория Шеффле, теория рас, этнографическая школа). 5) Правовая теория (Аристотель, Макниавелли. Монтескье, Гсббе, Руссо). 6) Религиозная теория обществ (блаженный Августин, Фома Аквинский). 7) Экономическая теория общества (исторический материализм, Лориа). С появлением книги Освальда Шпенглера, мы имеем эстетическую теорию обществ. „ ^ Освальд Шпенглер, раздумывая над проблемами истории, конеч­ но, чувствовал необходимость найти некий об!ективный формирующий признак для социального явления, как об'екта исторического .изучения, и, принадлежа по существу своих воззрений к идеалистической группе философов, очевидно, чувствует, что в „перводушности“, культуре, становлении, как он их понимает, не достает предметизации. Они лишь обладают свойством значимости для внутреннего мира каждого чело­ века, не обладая свойствами и признаками объективного. В то же вре­ мя никакое познание невозможно без об'ективизации изучаемого, без делания его предметом. Даже отнесение к ценности, как это делает школа Риккерта, есть особый вид построения предмета (Н. Н. Алексеев). Своебразный вид построения исторического явления в виде образов- портретизация культур—является ничем иным, как системой об'ективи- зации исторических явлений, применяемой О. Шпенглером. В тех же целях в свое время Спиноза наделял божество протяженностью. В силу своего мышления в образах Шпенглер не шел по пути построения научных понятий, ограничиваясь выдвиганием в качестве свойств исторического явления—прасимволы—эти своего рода картины, сжатые в одно многомысленное слово. Такое мышление в образах мы и называем эйпет'ическим восприятием общества. Это своеобразный способ видеть социальный мир. „Природу нужно трактовать научно, история требует поэтического творчества“—говорит Шпенглер. Принципы обра­ за и закона есть в сущности единственные формы мирообразования. Понимание мира, построенного на принципах образа, то-есть созерца­ ние действительности в образах, образует по терминологии Шпенгле­ ра „физиогномику“, которая является в сущности морфологией орга­ нического, то-есть истории и жизни и всего того, что подчинено на­ правлению и судьбе. Г53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2