Сибирские огни, 1923, № 1 — 2

а) экономического факта, как космо-социального (Маркс); б) психологического факт£ как био-социального (нео-позитивизм). Основной особенностью точки зрения Маркса на экономические явления яВлкется рассмотрение их, как овеществленных общественных отношений. Такова его точка зрения на капитал, товар, деньги и т. д. Трудовая теория ценности и отличается от теории предельной полез­ ности космо-социальной точкой зрения на социальные явления. Рассмотрение психологического факта, как био-социального, за­ воевывает все больше и больше прав гражданства. Все остальные основные факты социального мира, как-то: логи­ ческий, политический, -правовой, этический, эстетический, религиозный, лингвистический и технический найдут себе наилучшее об'яснение в гипотезах того же типа. Можно, а может быть и должно рассматривать явления логиче­ ского порядка, как био-космо-социальные факты, ибо свойства вещей в лоне социального становятся признаками в силу массового коллек­ тивного психологического опыта, причем наиболее общие признаки- категории разума—получают свое начало в массовом коллективном восприятии свойств мира социального. На основе соответствующих рядов гйпотев можно построить своего рода социальную химию. Глав­ нейшая задача этой части теории социального дать анализ главней­ ших понятий психологии, религии, логики, эстетики, этики, права и т. д. в свете соответствующих гипотез, а затем необходимо дать характери­ стику дифференциации, то есть зарождения, религиозного, „правового, этического и других социальных фактов. Явления политические, эстетические, этические, религиозные и т. д. есть болб'е сложные образования второго порядка, когда уже слитные социальные явления, вроде экономического и психологического факта, вступают В дополнительную комбинацию друг с другом или с первич­ ными .фактами—социальным, космическим, биологическим, причем в последнем случае вторичная комбинация элемента с соединением, в которое он уже входит, не дает слитного обособленного соединения, встречающего в исторической действительности. Кссмо-био-социальная гипотеза логического факта дает некоторое освещение трудности поз­ нания социального. Коллективному восприятию свойств мира социального положен некоторый предел тем, что есть известное несоответствие между крат­ костью жизни сменяющихся человеческих поколений и длительностью протекания социальных явлений. История недостаточно нагромождает социальные события, чтобы непосредственное восприятие человека могло уловить закономерность, единство и общие свойства явлений мира социального. Только рево­ люционные эпохи, ускоряя темп событий, сжимая шкалу времени так, что Дни революционных эпох уподобляются годам обычного течения истории, дают коллективному психологическому опыту человечества неизмеримое по ценности знание свойств общественной жизни. Изло­ женная выше точка зрения на первичные факты социального мира дает нам полное основание отвергнуть психологическую, органическую, Правовую, этическую и им подобные теории обществ, ввиду того, что в этих теориях один из фактов многообразного мира социальных яв-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2