Сибирские огни, 1923, № 1 — 2
,.У каждой души культуры есть религия, это только другое слово для ее бытия. Все живые формы, в которых душа проявляется, все искусства, догматы, культы, метафизические, математические миры форм, всякий орнамент, всякая колонна, всякий стих, всякая идея в глубине религиозна и должна быть таковая. Сущность всякой культу ры-религия“. (362). Такая эстетическо-идеалистическая трактовка со циальных фактов нас удовлетворить не может. Наше представление в корне отлично от Шпенгеровского. Если всматриваться в великий мир явлений всего существующего, то нетрудно заметить, что он распадается на три цикла явлений: мир материи, мир Лизни и мир социального. В основе мира явлений жизни лежат некие физико-химические явления мира материи, осложненные дополнительными . качествами и свойствами. В основе мира социаль ного лежат явления группы биологической, в свою очередь, ©сложен ные дополнительными качествами и свойствами. Нет определенной границы между материей и жизнью. Мало того, жизненные (биологические) явления протекают лишь в опреде ленно-материальных формах. В сущности, мы не имеем возможности наблюдать чистые биоло гические явления жизни: перед нами всегда комбинация явлений жизни с явлениями материи, то есть, космо-биологические факты, ко торыми по существу и являются органические явления. В постепенном дифференцировании, явлений жизни от явлений материи, в накоплении качественно и количественно своеобразных свойств материи, дающих новую большую группу явлений жизни, нет ничего метафизического, как нет ничего метафизического в том, что единственной формой материального существования биологических яв лений есть органические явления (космо-биологические факты). Мир социальный, в свою очередь, есть ничто иное, как отдифференциро ванные явления биологического и физикохимического порядка.. Также как в атомистической теории мы наблюдаем, как количе ство переходит в качество, подобно этому дальнейшее усложнение яв лений космического и биологического порядка дает нам новую, неиз меримую по богатству, форму-группу явлений социальных. Социальные явления имеют материальное существование в форме комбинации энергии космической и биологической с социальной. Комбинация этих элементов дает вполне слитные явления. В этих утверждениях опять таки нет ничего метафизического. Подобно тому, как периодическая система элементов Меделеева дает нам яркую картину образования новых элементов по методу перехода количества в качество, и в переходе космической энергии в биологи ческую и социальную нет ничего иного, кроме такого же процесса перехода количества в качество. Раз образовавшиеся, как слитные яв ления, химические элементы вступают в комбинацию друг *с другом, образуя новые слитные явления. Самая обычная в нашем обиходе вода (^гт 2 о) есть такой комбинированный факт. Социальные явления материално существуют лишь в таком ком бинированно-слитном виде сложных явлений. Закон все возростающей сложности явлений Огюста Конта нахо дит себе подтверждение и иллюстрацию в гипотезах:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2