Сибирские огни, 1923, № 1 — 2
Но все же, перелистовывая еще и еще раз его большую книгу, убеждаешься, что отсутствующие при первом чтении элементы теории разбросаны по многочисленным страницам его книги, только они вуа лированы миром образов и философской симфонией красок, звуков и линий. Основные понятия его теории,—история, культура, цивилизация, „прасимвол“, морфология, физиогномика, пространство, время; аппо- лоновская, фаустовская, магическая душа, —перетолкованы им в эсте тических терминах всеобщей символики. Первый том его книги имеет многозначущий для понимания мировоззрения автора подзаголовок „Образ и действительность“. Автор портретирует целые исторические эпо хи в элементах группы больших искусств — музыки, пластики, жи вописи. „Только стиль,—как и почерк,—говорит Шпенглер, ничего не оставляют скрытым“ (207). Для него—то, что не имеет образа, не есть образ—вообще не существует“ (404). Вся его книга попытка использовать мир художественных форм в целях проникновения в духовную стихию культуры. „Мир—огромный итог символов“„ Сущность и смысл общественного бытия человека » выявляет только искусство. -Искусство не расчленяет, не мертвит жи- воемзротекание социального бытия истории. Оно помогает цельно во спринять организмы культуры. Даже музыка по Шпенглеру имеет ценные свойства изобразительного исскусства. Смысл архитектуры пи рамид, по его мнению, наиболее полно воспроизводить сущность еги петской культуры. Одиноко стоящее тело эллинской скульптуры опре деляет содержание, историю и судьбу античной культуры. Перспективы в живописи и контрапункты инструментальной му зыки лучше,* чем что-либо другое, выявляют все своеобразие Запад но-Европейского общества. Таково мнение Шпенглера. Он считает возможным историей изображения нагого тела харак теризовать и символически иллюстрировать основные особенности античного и западного человека и общества, ибо сила, которая тво рит культуру, есть художественная сила духа. Особенно ярко выявляется эстетическая трактовка социальной жизни (культуры) в его понимании других феноменов социального ми ра—логического и этического фактов. Огромную трудность эстетической трактовки логического факта Шпенглер преодолевает, проводя резкую грань между числом и по нятием, физикой и математикой. Он чувствует постоянную) вражду строгого мышления и большого искусства. „Каждый мазок кисти пей зажиста опровергает теорию познания“, (174) говорит он. Но „звуки зависят от чисел, также как и линии, гармония, мело дия, рифма, ритм, также как и перспектива, пропорция, тени и кон туры—все зависит от чисел“ (221). Между логикой и математикой—грань. „Атомы логики суть поня тия, атомы математики—суть числа“ (390). Наука есть поздний феномен умирающей культуры по форме своих каузальных связей и эксперементальному методу. Наука для Шпенглера органически неприемлима, как нечто несовместимое со сно видением форм.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2