Сибирские огни, 1923, № 1 — 2
*★ * Не надо забывать, что писать приходилось в цензурных и поли цейских тисках. Мысль оставалась недоговоренной, оборванной в са мом важном месте. Критикуя „Стихотворения в прозе“—Андрея Немоевского („Жизнь“ 1901. 1. 127.), он приводит из них отрывок: „Из заколдованного круга, в которой защемлен польский народ, не выведут его ни патриоты, ни его публицисты, ни его филантропы“. „Веришь ли в какой- пибо идейный оплот, что скажет на это твой родитель... Хочешь ли втянуть в за-; говор своего брата,--он предлагает тебе стакан холодной воды и основание фаб рики иголок в Белостоке... Твой народ. Это дикарь в кафтане. Работник После, завтра кончается таможенная война и к чорту вашу промышленность. Интеллиген ций, приказчики или писатели, актеры, отставные служаки. За ними клуб кащеев экономов, декламаторов о воспитании, банкротов с матерями“... Троцкий не согласен с Немоевским. Но что он мог сказать в ус ловиях тогдашней цензуры? „Дальше в общественном пессимизме идти некуда. Но основателен-ли он. Точно-ли все группы польского общества приговорены историей к лишению всех прав на будущее. Не вдаваясь по многим причинам в обсуждение этого вопроса и все таки не могу, не закончить энерттым протестом против такого абсо лютною общественного песеемизма. протестом который не по моей вине дол ж ен остаться необоснованным “. **, * Свой протест против пессимизма размагниченной русской интелли генции т. Троцкий обосновал позже. Не словом, а делом обосновал он его, плечом к плечу с революционным пролетариатом великой пролетарской революции. Нужно было много сил для этого. Сибирская деревня не убила в нем эти силы: она лишь больше убедила его в необходимости коренной, до основания, ломки всего этого строя, при котором возможны описанные им факты. Ем. Ярославский.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2