Сибирские огни, 1923, № 1 — 2
Вот пример. В д. Игнатьевой (Нижнеилимск. волости. Пиренеи, уезда), в доме купца Черных, проживал до марта текущего года весьма известный в здешних местах Г. Б., который подвергал (вероятно, подвергает и ныне, но уже в другом месте) систематическим истязанйям свою жену. Это ни для кого не было тайной, об этом говорило все окрестное население, так как избиения производились нередко пуб лично, на улице, при значительном стечении любопытных. Орудиями избиений служили палки, револьвер, даже оглобли, вообще все, что попадалось под руку. В январе прошлого года г. Б. выгнал жену из дома при сорока градусдом морозе без обуви, вследствие чего г-жа В. обморозила себе ногй. В конце прошлого года г-жу Б. били на улице, в присутствии большого числа крестьян, сам г. Б. и его кучер Егор; г-жа Б. отбивалась и кричала: ,,караул, спасите“, но спасать никто не решался, ибо это было рисковано. После жестоких побоев г-жа Б. была связана Егором по рукам и ногам, разумеется, по приказанию г. Б., который посла этого таскал ее связанною за волосы по полу и затем бросил ее где-то-.в чулане. Г-жа Б.г несколько освободилась и со связанными руками и полусвязанными ног гами, окровавленная, полуодетая, пробралась к крестьянину Николаю К., у которого и прожила несколько дней Очевидно, что такие примеры, мало способны насадить среди крестьян ува жение к женской личности. Да .и вообще эта область отношений, изолированно взятая, не поддается внешним воздействиям: она слишком сложна, слишком много образно связана со всем комплексом .условий крестьянского существования, чтобы тут можно было что-нибудь поделать посредством примеров, даже достойных вся ческого подражания. Нет, тут нужны более радикальные меры. Необходимо; прежде всего, как залог уважения чужой личности, поднятие самоуважения в самом крестьинине, пробуждение в нем сознания личного достоин ства, которое не позволяло-бы ему подобострастно сгибаться, держа шапку на от лете, не только перед каждым цветным околышем, но и перед распухшим хулаком из ссыльно-поселенцев. Д для сего необходимо мужику перестать чувствовать над собою легализированную розгу и нелегализированный, но вполне действительный кулак, исходящий из форменного обшлага. А для сего необходимо общее изме нение крестьянского правопорядка, в котором вообще множество чисто-дорефор менных пережитков. Д для сего и т. д. Или с другой стороны: для культурного под'ема крестьянина необходим подъем материальный, который, в свою очередь, немыслим, с одной сторбны. без Полного освежения правовой атмосферы крестьянского бытия, с другой—без широкого притока в крестьянскую среду, знаний—и общих и специальных, сельско-хозяйст венных. Д для сего надлежит в этом, как и во всяком ином деле, настежь распах нуть ворота общественной и частной инициативе, смести прочь все, преграждаю щие ей путь, препятствия. Д для сего... Продолжение этой логической цепи представляется личной мысли читателя. \ ' ** * Вокруг себя Антид Ото*-Троцкий видел только деревню. Он болел ее нуждами. Его угнетала забитость деревни, ее бесправие. . Вокруг не было фабрики заводов, которые дали-бы иной, более жизнерадостный тон его корреспонденциям. Вблизи, около Ургута, имелся только один маленький солеваренный завод, где работало во семь человек. Троцкий и "этому заводу уделяет свое внимание. „В версте от села, на р. Ургуте, стоит казенный солеваренный завод, „вы брасывающий“ ежегодно для крестьянского потребления до ста тысяч пудов соли. Завод этот был прежде каторжным, но теперь работает уже вольным трудом, толь ко человек восемь каторжан заканчивают еще в нем свои сроки. Работают кир гизы, черкесы, есть и русские—„полноправных“ мало, больше поселенцы. Расплата производится так, как вообще в глухих местах, как производилась она на Нико лаевском заводе (в нашей же губернии) „гениального“ Мамонтова. Зимою, напри мер, рабочие не получали денег месяца четыре. „Нет денег", лаконически гово рил инженер Хлюпин, управляющий, он же „заводский барин".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2