Сибирские огни, 1923, № 1 — 2
нельзя иметь за то. что он своих „буренок“ и ,красулек“ предпочитает худо опла чиваемой и мало знакомой ему педагогике,—но, помилуйте, где же тут „правиль но организованная“ школа. В 99 г. эта школа прикончила с°ое существование, и на ее место была уч реждена ц.-пр школа в Невоне. где до того существовала школа грамоты с учи- телем-дьячком, относительно которого известно лишь, что он не протрезвлялся. Первым учителем Невонской ц.-пр. школы был местный крестьянин, прошед ший сквозь „медные трубы“ нескольких волостных правлений; поражал даже на Илиме своей безграмотностью и стихийным пьянством; приезжая в с. Нижне-Илим ское за жалованьем, ходил к обывателям и просил „на чаек“ и „на рюмочку“. В сентябре 1900 г. на его место был „привезен“ учитель из Иркутска, зани мающийся в школе до настоящего времени. Главные усилия этого учителя на правлены на распевание с учениками псалмов и иных церковных кантов, так что местные крестьяне недоумевающе спрашивают: „Дьячков он из них готовит, что-ли“? В Шаманской школе в 96 97 уч. году учительствовал глухой дьячок, в Ке- ульской до 1900 г. занималась матушка, обремененная болезнями и многочислен ным семейством: о правильных занятиях не могло, значит, быть и речи. Таковы в „эпизодическом“ изображении наиболее устойчивые, давно суще- ствующйе ц-прих. школы. Новые прививаются крайне туго. Выше мы имели уже случай отметить это на примере Карапчанской школы. Но это не единственный случай. Около трех лет тому назад была открыта ц.-прих. школа в с. Шестакове, но после того, как учитель (если не ошибаемся, поселенец), оставил ее, школа пре кратила свое существование. Вместо нее открыта школа в с. *■очерге, но первый, приехавший туда из Иркутска учитель, едва осмотревшись, бежал, так что школа не функционирует. Приведем еще некоторые данные о Романовской школе грамоты. В течение нескольких лет в ней учительствовал поселенец, малограмотный и во всех смыслах неприличный субъект. Его сменил в 95 году присланный из Ир кутска, не окончивший курса семинарист, беспробудный пьяница, именовавший себя племянником Щапова; относительно этого учителя бывший благочинный, он же наблюдатель ц.-пр. школ, с изумлением отзывался: ,.И откуда этаких берут“.,. Затем следовал дьякон—„без особых примет“. Его сменил весьма нетвердый в гра моте священник П., обучавший учеников дробям, когда они еще не владели та инством сложения. Священника сменил новый дьякон, повинный не только в при страстии к вину, но и в „дубоширстве“ (по собственной, сего дьякона, орфогра фии). Новый учитель (с сент. 1900 г.) насаждает просвещение главным образом лри помощи „Часослова“, чем выгодно отличается от учителя Тувинской школы, который—к великому неудовольствию о. благочинного—дает ученикам такие за- жигатедьные книги, как „Азбука“ Толстого. Мы понимаем, что сообщаемые нами данные далеки от полноты. Но и они. думаем, отводят надлежащее место неоднократно повторяемым в епархиальных от четах заявлениям о благотворном влиянии церковного просвещения не только на учащихся, но „через школу и на взрослое население, на духовную жизнь всего прихода“... „Церковная школа, говорит один из отчетов, приобрела уже прочные симпатии населения не только там, где она существует уже много лет. но и там. где она только начинает свою деятельность“. („Ц.-пр. школы и школы грам. Ирк. Еп. в 9 6 -9 7 уч. г.“, стр. 79). Если духовные лица, по приведенному выше вполне Справедливому отзыву епархиального наблюдателя, представляют самый плохой и нежелательный контин гент учителей, если они не только не руководят общим направлением умственной и нравственной жизни учащихся, но даже не могут обыкновенно дать положенно го числа уроков по Закону Божию, то каким-же, наконец, путем исходит от них это благотворное влияние? Или достаточно поручить малограмотным поселенцам дело народного обучения в стенах, украшенных вывескою ц.-приходской школы, чтобы духовная жизнь молодого крестьянского поколения оказалась на верном пути? К слову сказать, совершенно напрасно епархиальные отчеты с такой брез гливостью относятся к ..таким нечистым источникам просвещения, как бродяги- ссыльные“,—практика школьного дела .не отличается таким пуризмом, и нередко носителями „церковно-приходского“ просвещения являются именно эти самые бро
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2