Сибирские огни, 1923, № 1 — 2

первый танцор, в течение нескольких лет повторяющий: „Я, знаете-ли, только до весны ведь -я перевожусь в Россию, в Москву- Знаете, отсутствие общества“. По духовному ведомству: священник, расторопный сибирский батя, посвя­ щающий много сил перепродаже лошадей и иной коммерции и вообще предан­ ный миру и суете его; дьякон, обучающий ребятишек в единственной у нас цер­ ковно-приходской школе и о местном корреспонденте (увы. имеется) отзывающий­ ся так: „А, язва опять настрочила—“ Наконец, псаломщик, сентиментальный и рас­ сказывающий знакомым дамам о том, как он по пути из Челябинска хорошо „кутнул“ с товарищами: „Так это славно кутнули.—говорит он, захлебяваясв,—про­ сто удовольствие. Я до того разошелся, что -извините за откровенность...“ В от­ сутствие „бати“ этот псаломщик как-то по звону церковного колокола созывал „мир“, чтобы разыграть в лоттерею отведенную ему долю причтовых покосов. Зять волостного писаря, он же ето старший помощник, занимающий раньше- две должности, в том числе должность псаломщика, донес об этом в „уезд“ (о. дь(якон уверял, что донесла „язва“), и отец благочинный написал оттуда немилостивую бумагу:,, Усматривая в сем злоупотребление церковным звоном“..., Что тревожит т. Троцкого о сибирской деревне, да почти все стороны жизни крестьянина: медицина, почта, положение женщины, положение ямщиков и почтальонов. И он развертывает перед чита­ телем страницы деревенской жизни без всяких прикрас. Цензурные условия мешают ему досказать выводы. Но эти выводы напрашива­ ются сами собой. Вот отчет епархиальных училищ. Он пользуется этим отчетом, чтобы показать постановку народного образования в сибирской де­ ревне вообще. Нашим молодым деревенским корреспондентам следо- вало-бы прямо поучиться на корреспонденциях Антид-Ото—-Троцкого, как надо писать о деревне. Вот что он пишет о покойной памяти церковно-приходских школах, которых некоторые Иудушки не прочь восстановить. Приводимые ниже данные тем более поучительны, что большинство церков­ но-приходских школ Илимского края учреждено не вчера: так, Шамансхая школа основана в 1888 г., Коульская—в 1885 г., Тубинская —в 1885 г., Коченгская -в 1886 г., и Илимская (городская) —в 1886 г. Было значит, время дать этим школам „пра­ вильную организацию“. Как же это время использовано? Начнем с Илимской школы. Несколько лет тому назад (до 98 г.) в этой шко­ ле занималась постоянная учительница, которою население было довольно, но за­ правилы города вытеснили ее по каким-то чисто личным мотивам. После нее ста­ ли заниматься члены причта,—и число учеников начало систематически убывать. Короткое время в школе занимался дьякон, вскоре переведенный в „Рос­ сию“- После него (осенью 99 г.) школа была „на время“ препоручена дьячку, к педагогической деятельности нимало не приспособленному... Освободивший дьячка от педагогического бремени дьякон, учительствующий по сей день, отнюдь не может быть назван удовлетворительным учителем, как по общим для всех членов причта причинам (гл. обр. раз'езды), так и по частной причине. V Сходные факты дает Коченгская школа. До 1900 г. в ней занимался вполне удовлетворительный учитель, которым местное население было довольно. Недоволен учителем был, однако, местный свя­ щенник и учитель, оставив ц.-прих. школу, перевелся в министерскую, на Лену. После него школа была „на время“, для заполнения графы в отчёте, передана в ведение юного батюшкина сына, недоучившегося в духовном училище. В феврале 1901 г. в школу прибы” учитель (на долго-ли), еще не определившийся. В недолго существовавшей Карапчанской школе „преподавал“ дьячок, о пе­ дагогической деятельности которого местные крестьяне отзывались приблизитель­ но так: „Есть ребята, которые по 2. по 3 года ходят, а и азбуки не знают... Учи­ тель больше за коровами ходит, ре'ко и в училище бывает— Ребята уйдут с утра в школу, сидят там до-уповоду, дожидаются его, а он иной день так и не зайдет совсем“... Конечно, против бедного дьячка, который живет впроголодь, ничего №

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2