Сибирские огни, 1923, № 1 — 2
И тут уже сам хозяин, высокий мужик с нависшими вокруг головы, перепу танными, грязными волосами, угрюмо сидящий на скамье и еще не' очнувшийся от хмеля, начинает каким-то икающим, прерывающимся, хныкающим голосом: „Раз ве это мысленно, баушка... Так пить... Сено, например... Нет ты, баушка, возьми внимания... бесперестанно пить... Разве это не сосет, напримерно... сердце... Ни пить, ни есть... Барин давеча сам с реки воду таскал..: Четыре четвертных у меня утащено... Никогда того не было... Что с ей делать, баушка. Вона она, кобыла, пьяна лежит... До какого время ты, Марья, пить будешь" вдруг обращается он к хозяйке. ,.Я тебе спрашиваю". Тут начинается безобразная сцена: хозяин выволакивает хозяйку из избы, а. за ними, медленно переступая ногами, согнувшись, вытянув вперед для равнове сия левую руку и потрогивая длинным тонким посошком в правой руке ступеньки крыльца, сходит бабушка. Хозяин бьет хозяйку с остервенением, произнося какие- то бессмысленные ругательства. Хозяйка, еще совершенно пьяная, хватается одной рукой за бабушку, которая немедленно падает. „Ой, убили, слышу я старческие крики,—убили разбойники“. Я выбегаю, поднимаю бабушку, которая все твердит, что ее убили. Мое присутствие приводит хозяина в смущение: высокий, всклоко ченный, он стоит с беспомощно разведенными руками и уж после того, как я уса дил бабушку на скамью, бессмысленно повторяет: „Уронили баушку... Подними, барин баушку... Пожалуйста, барин, подними... Уронили старушку... Ты ее, пожалуй ста, барин, того, подними“... Потом хозяин уходит, чтобы через час вернуться пьяным. Хозяйка пользуется этим промежутком времени, вбегает ко мне в комнату и, суя мне в руку двадцати пятирублевую ассигнацию (вероятно, одну из утащенных у хозяина), пьяная, изби тая, в порванной рубахе, обнажающей грудь, начинает умолять меня тягучим голо сом с пьяными слезами: „Будь ты отцом родным, сходи ты, ради Бога, купи ты мне бутылку“, и затем быстрым шепотом добавляет: „Только, чтоб никто не ви дел: ни хозяин, ни бабка, ни Дупька, ни Озька, никто*1... Я машинально беру у нее из рук бутылку и деньги, как бы загипнотизиро ванный ее модьбами, затем, как вороватый мальчишка, пробираюсь по улице, пряча бутылку под полою пальто. По дороге мне попадается псаломщик. „Как мы только-что славно выпили, начинает он восторженным голосом. Втроем, знаете, так это славно дернули*'. „Куда бы уйти от этого пьянства, от всей этой тоски бессмысленной зоологи ческой жизни?-1 Никуда не уйдешь. Кругом на горах тайга, и весь Ургутск представляется мне в эту минуту пьяной ямой без выхода, тюрьмой, окруженной частоколом таежных де ревьев. На душе тоска, скребущая ковыряющая, сверлящая... Из кабака я возвра щаюсь с двумя бутылками: одну со сдачей передаю тайным образом хозяйке, а другую ставлю у себя в комнате, в углу... Вероятно, я сам из нее сделаю сегодня какое-нибудь употребление“. . Насколько мы знаем жизнь Троцкого в ссылке, он вовсе не склонен был делать „какое-нибудь употребление“ из кабацких бутылок. Но сколько людей вокруг него искали в вине забвения от этой „скре бущей, ковыряющей сверлящей тоски", от „тоски бессмысленной, зо ологической жизни“. Пожалуй, по корреспонденциям Антид—Ото можно восстановить довольно ярко физиономию сибирской деревни начала этого столетия. Вот'село Ургутское. Несколькими штрихами дает т. Троцкий за рисовку этого типичного села: „С. Ургутское является, до известной степени, административным центром и потому .правящие классы“ представлены в нем довольно обильно: мировой судья —универсант, молодой еще человек с очень тонкими усами и пахучими носовым платком: крестьянский начальник, врач, пристав; акцизный чиновник, маленький остренький человечек такого типа, какие рисуются на коробках ваксы, местный
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2