Сибирские огни, 1923, № 1 — 2
струмент; но ни у кого ни на единую минуту не мелькнет вопрос: зачем и куда,— раз приказание пришло из волости. Но на все эти вопросы, зачем гонят и куда гонят, не ответит никто—ни сельский староста, ни волостной старшина, ни писарь. Да и никто из них не спросит, или вернее, отвык спрашивать и разбирать то, что приходит сюда в деревню в виде приказывающей, но никогда ничего не об’ясняю- щей бумаги“. И Троцкий горько спрашивает: „Четверть века прошло с тех пор, Многое-ли изменилось в этой стороне жизни?“... Конечно, „темных явлений“ в нашей деревне хоть отбавляй и теперь. Но как все это не похоже на теперешнее отношение к де ревне, на все эти конференции и с'езды, комитеты и комиссии, задачи которых—сделать каждое мероприятие государственной волости близ ким и понятным даже самому темному крестьянину, и вызвать у него сознательное отношение к этим мероприятиям. И теперешний крестья нин просто не удовлетворится, если ему скажут: приказано—исполняй... Стоит только вспомнить наши мобилизации: „на Врангеля“, „против Деникина“, и другие как подробно и внимательно мы раз'ясняли кре стьянству, „зачем и куда гонят". Вышеприведенными двумя корресподенциями и ограничивается участие Л. Д. Троцкого в „Восточном Обозрении“ в 1900 году. В 1901 году литературная деятельность т. Троцкого становится многостороннее. Появляются почти еженедельные фельетоны: „Письма постороннего человека“, в блестящей форме знакомившие сиеирского читателя с выдающимися явлениями нашей литературы того времени. Но для характеристики личных переживаний и настроений т. Троцкого типичны не эти фельетоны, а опять-таки деревенские корреспонденции. 23 января 1901 г. Антид Ото—Троцкий описывает народное чтение в Усть-Куте. Корреспонденция эта настолько красочна, дышет таким неподдельным юмором и смехом сквозь слезы, что ее следовало-бы поместить в одну из наших хрестоматий. .„Сегодня в здании местной церковно-приходской школы состоялось народ ное чтение. Читалась биография Суворова и иллюстрировалась при помощи не дурного волшебного фонаря. „Народу“ всевозможных возрастов собралось много, так что сравнительно большая классная комната была полным-полна. — На обедне-то, сегодня народу мало было, размышлял вслух какой-то рев нитель местных нравов, а сюда-то сколько набилось. „Народ“ манкирующий обедней стоит плотно сгрудившись и основательно вспотев. Русские „чудо-богатыри“ под начальством генералиссимуса совершают чу деса. В воздухе пахнет порохом, бомбы пролетают так часто, что чтец едва успе вает за ними поспевать, кровь льется рекой, на такие пустяки, как пули, давно уже перестали обращать внимание, на экране встают грозные валы и крепостные стены освещенные грозным заревом, но чья-то всемогущая рука, не то рука—Су ворова, не то—управляющего фонарем—разрушает валы, обращает стены в жал кие развалины и укрепляет на них победное русское знамя. Только что чтец произнес название Польши, как Польша уже летит кувыр ком и от нее остаются одни ключи, которые и отсылаются для хранения в Петро павловском соборе. После Польши появляется Франция, при том с такой быстро той, что Суворов только два раза успевает прокричать ,.ку-ку-ре-ку“. Во Франции Великая Революция, произведенная шайками смутьянов, безжалостно загубивших десятки тысяч невинных людей. Гениальный Наполеон овладевает Италией, а Су воров ее освобождает, бросив бабки и колокольный звон для устроения полити ческих судеб Европы. Еще несколько десятков тысяч трупов, грохот последних пу шечных залпов заглушает свист докучных пуль,—и на экране появляется гробница Суворова. * Я стою, оглушенный непрестанной канонадой, ослепленный блеском прохо дящих передо мною событий и окончательно забываю, где я. Но чье нибудь заме не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2