Сибирские огни, 1922, № 5
Александр Неввроё-,,Новый дом". Рассказы. Всероссийский пролеткульт. Москва 1 декабря 1922 г. Небольшую, четко и чисто изданную книжку портят плохие иллюстрации. Лучше не иллюстрировать, чем вредить автору дурными изображениями переживаний героев. В сборнике один прекрасный рассказ .Новый дом". Убеди- тельно и живо показывает автор оторопь и гибель Григория Лукича воздвигнувшего „Но- вый дом*, чтобы жить по старому на горбах мужиков. Но „мужики хватили в ешн е го воздуху, н а п о е н н о го солнцем, запахом отогретой земли и. постукивая колесами, потащили из Аксенова бороны, плуги и колоды, чтобы распахивать вольную п о б ежд е н н ую степь" и „глаза у I ри- гория Лукича завалились е ще глубже". Рассказ . С т ишо к ", повествующий о первом разочаро- вании поэта—рабочего растянут и несколько и з л ишне мелодраматичен. „Марья—больше- вичка" слишком легкая и поверхностная по- пытка изобразить р е в о люц и о н но настроенную крестьянку. Определенно родному стихии искус- ства Н. Неверову таких поверхностных писаний не надо издавать. Л С. Констаи. Федин „Сад" Петроград 1922 г. 33 стр. Рассказ получил первую премию на конкурсе дома литераторов в Петербурге и не вольно о жи д а е шь от него многого. Автор один из „Серапионовых братьев", но его м а н е ра письма не похожа на манеру вы- росшую из литературной революции, произво- димой молодежью. Вместо обрубленных пред- ложений, блестящих изломов синтаксиса, вме- сто ядреной лексики, наколупленной из рус- ского словаря, у него плавные периоды без специфических интонаций „сказа" без речивых эмоций. Рассказ впадал-бы в неприятное художест- в е н н ое чистописание если бы под решеткой букв не протекал робкий ток задушевности, несколько о п р а в ды в ающий и з ящн ое издание минимального размера с зелеными окаймле- ниями миниатюрных страниц. П. К. Н. Грушко. Стихи. Петербург 1922 г. 94 Одно из лучших стихотворений сборника на стр. 67 звучит безнадежным призывом усталой Евы у врат царства Прекрасной дамы. И ж а ль Еву, она тянется к горизонтам, которые несут ей смерть. Книга Н. Грушко, как поэтическое произве- дение, обладает н е б о л ьшим весом, она скорее психологический документ о ч е нь важный для изучения психологии современной „Евы". П. К. .Современный З а п а д *— жу р н ал литературы, науки и искусства. Книга первая. .Всемирная литература*. Госиздат. Петербург, 1922 г. Цель «Современного Запада» — читаем в послесловии журнала—дать русскому читателю по возможности полную и строго объективную картину умственной и художественной жизни современной Европы, главным образом, тех философских и литературных течений, которые получили за последнее время ши р о к ое распро- странение среди некоторой части Европейской, —по преимуществу германской,—интеллигенции, п е р е жи в ающей в настоящее время тяжелый по- слевоенный кризис». С поставленной задачей журнал вполне справился. В, литературно-художественном отде- ле журнал стремится дать не наиболее выдаю- щиеся, а наиболее характерные для той или иной шк о лы произведения- Т оже следует ска- зать относительно научного отдела, Имеется ч р е з выч а й но ценный отдел „библиографии и хроники". В И. „Красный журнал для всех*. Ежемесячный художественно-литературный, общественно-эко- номический и научно-популярный журнал. №'1, н о я б рь 1922 г. Изд. «Прибой». Петроград. 80 стр. Р а з н о с т о р о н н ее с о д е ржа н ие Пестрый спи- сок имен: Серафимович, А. Неверов, Новиков- Прибой, Маяковский, А, Аросев, В. Муйжель, С. Обрадович, 0. Городецкий и ряд поэтов из • Кузницы» рядом с В.Воиновым. Именно—жур- нал для всех. Основная линия взята правильно. Нет гру- бой агитации, все живо, есть паже яркие места и нет безусловных пустот. Даже В. Воинов, с точки зрения целей журнала—приемлем. Ряд небольших, х о р ошо задуманных рассказов оста- вляет впечатление. Таковы: «Долговязый»—Се- рафимовича, '«Барабанщик рыжий»—Нросева. « Во з в р аще н и е » -- Муйжеля, В остальных отделах—ст. Гредескула о ре- волюционной законности, п р оф. Любимова— «Товарообмен РСФСР с Германией», Завадов- ского—.Брожение", Месяцева—„Трудовое зем- л е п о л ь з о в а н ие и землеустройство, отклики на внутреннюю жизнь, литературу и многое дру- гое. Кратко, достаточно популярно, и если не сможет д а ть п о л н ое удовлетворение запросам читателя, то заставит раздуматься и поискать. Цель журнала, нам кажется, будет достигнута. Во всяком случае—это лучший в Республи- ке популярный журнал и среднего читателя он удовлетворит. Надо забросить его в п р о в и н- цию. Издание о ч е нь внима|ельное. М Б. „Мир приключений'. Иллюстрированный сбор- ник рассказов. Книга 1-я- Изд-во Сойкина и Афанасьева. Москва, 1922 г. „Мы выпрыгнули на лед с легкостью воз- д ушн о го поцелуя"... „Еростат". „Хлороформ*... „Флорохор".-. „Вы понесете ответственное на- казание". „Гезарь (гейзер?) п о д ающий все время горячую воду". Это все наугад взято из двух последних страниц журнала. И больших усилий стоит про- читать всю книжку. Безграмотно, дико, глупо до тошноты. Широким потоком хлынули творения нэп- манов. но то, что преподносит „Мир приклю- ч е н и й * , - э т о го еще не бывало. Можно быть кем угодно, держаться любой ориентации, ру- гать и хвалить все, что заблагорассудится, но по о т н ош е н ию к этому журналу, нужно прямо сказать: — Перестаньте вонять! М. Б.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2