Сибирские огни, 1922, № 5
хозяйстве, а й в промышленности) посвя- щена еще одна статья В. К. „Где выход для золотопромышленности?'. Рисуя удручающее положение Дальне- Восточной золотопромышленности, автор возлагает надежды на акционерные госбан- ки. „Фирма смешанных акционерных об- ществ может оказать здесь большие услу- ги". Для нас это не ново. В Советской России смешанные акционерные общества имеют широкое распространение. Наконец, из статьи Колобова „Дайрен и Чань-Чунь в русско-японских отноше- ниях" вытекает, что международное положе- ние ДВР еще больше укрепляет финансо- вые и экономические связи ее с Советской Россией. Таким образом, журнал за четы- рехмесячное свое существование пережил эпоху романтизма, увлечение самостий- ностью и в конце концов экономически обо- сновал то, что в настоящее время закре- плено политическим актом присоединения ДВР к Советской России. Хорошо все то, что хорошо кончается. Ценный материал для дальнейшей на- учной разработки и практической работы, представляют статьи: Байдайкина „Итоги денежно натурального сбора за 1921 г. в Бурят-монгольской автономной области", Л. Непомнящий--„Состояние Народного Хо- зяйства ДВР прежде и теперь", Б. Нар- комвнештсрг на Дальнем Востоке; А. Бойч- Асмоловского „Русский Дальний Восток и Япония". Видимо, для большей импозантности журнала, передовицей помещена статья Г. Грум-Гржимайла „Россия и Монголия". В общем, несмотря на смену настрое- ний, журнал производит приличное впечат- ление. Размер журнала—.отделы остаются прежними. Г. Ч. '.ЭКОНОМИСТ". Книги №№1 , 2 , 3 , 4 , 5. Пет- роград 1922 г. Мы решили посвятить в „Сибирских огнях" несколько строк ныне покойному, „Экономисту" лишь петому, что в оффи- циальном органе одного центрального хо- зяйственного комиссариата республики по- мещен хвалебный и восторженный отзыв об этом ярко-буржуазном журнале. „Экономист" именуется вестником XI отдела Русского технического общества, однако, в рецензируемых книжках вопро- сам экономики промышленности, делыркого ?Л9 хозяйства, транспорта, т. е. вопросам при- кладной экономики, посвящено небольшое число страниц и надо определенно сказать, наиболее слабых страниц, не отражающих совершенно забот и злоб современной эко- номической политики. И даже такие статьи, как статья инже- нера Бровна „О наших заграничных зака- зах для железных дорог" Ns 3, ограничи- вается изложением чисто формальной исто- рии заказа и его распределения между германским союзом паровозостроительных заводов и организацией наблюдения за по- стройкой и приемем паровозов. Ярко чув ствуется, что статья написана человеком, далеко стоящим от практики и особенно политики данного экономического мероприя- тия и потому оперирующего только с на- личными документами. И таковы все статьи, имеющие отношение к прикладной экономи- ке. Даже такая, казалось-бы, злободневная статья, как статья А. А. Рафаиловича .Но- вая экономическая политика" (№ 2) бегло, хроникерски описывает „вид рассыпанной храмины", какой имеют те или другие от- расли народного хозяйства, и с некоторым смаком подчеркивает, как при старой эко- номической политике „убивалась курица, которая приносила золотые яйца". Переходя к тому, что на обывательско советском жаргоне (как выражается Рафаи- лович) называется „НЭПО", он опять та- ки бегло, „для полноты обзора", перечис- ляет концессии, продналог, аренду, бюджет и сожалеет, что „новый дух не проник в область внешнего товарообмена, продолжа- ющего пребывать под знаком национализа- ции, но сущность новой экономической по- литики для него осталась тайной за семью печатями". В ней ценны, по его мнению, не отдельные мероприятия, а „главным образом, откровенное признание факта оши- бочности и вредности, проводившейся в те- чение последних четырех лет, экономиче- ской политики". Система государственного капитализма не освещена совсем в своей принципиаль- ной сущности. О новой организации про- мышленности не упомянуто ни единым сло- вом. Практика перехода к Нэпу и ее злоба дня тоже остались без освещения. Автор утверждает, что новой формации экономи- сты складывают „аршины клеенки с грам- мами Сальварсана и паровозами, не обра- щая внимании на разнородность продуктов, НИ на различие в единицах счета",
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2