Сибирские огни, 1922, № 5

Георгий Маслов. .Аврора"—поэма. Изд. „Карточный Домик". Петербург. 1922 г. 28 стр. Поэма . Ав р о р а" закончена в сентяб ре 1919 г. в Омске и там же была впе рвые напечатана в колчаковской га- зете „Заря ". Но в же с токое время граж- данской войны, когда муэы молчат, она не была достаточно оценена. Впослед- ствии е е перепеча т али на Дальнем Во- стоке в журнале .Дальневос точное обо- зрение", а т е п е рь она появилась в изящном петербургском издании с не- большой вступительной статьей Ю. Ты- нянова, в которой говорится о поэте и дается необходимый историко-литера- турный комментарий к поэме. . Ав р о р а" налисана чеканными четы- рехстопными ямбами со . с д е ржа нным и строгим пылом", присущим только боль- шим поэтам. Тема е е навеяна историко- литературными занятиями автора на филологическом факультете петербург- ского университета. Героиня—лицо исто- рическое. Аврора Карловна Ше р н в а ль (1813—1902)—знаменитая красавица 30 —40 годов, близко соприкасавшаяся с литературными кругами. Странное оча- рование веяло от нее, которое усилива- лось трагической участью всех, близко входивших в ее жизнь, Кто видел раз небесный сон, Тому земные грезы грубы, И на смерть роком обречен Поцеловавший эги губы. Два жениха ее умерли перед самой свадьбой. Смерть постигла и 'ее му- жей. Г. Маслов т а кже л о п ал -в роковой круг ее поклонников, увидев „в сосед- стве с милой стариной" ее портрет, и т а кже она зажгла его „нежданной пес- ней", и т а кже как бы накликала на не- го безвременную смерть. Волгарь по рождению (из г. Симбирска), пе т ербур- жец душой—он был закинут судьбой в Сибирь, „в страну изгнания и р а з лук ", и здесь, в Красноярске, умер в 1920 г. от тифа на больничной койке. Георгий Маслов стоял спиной к бу- дущему, к революции. Его взгляд был прикован к "Пушкинской эпохе, в кото- рой он духовно жил н а п е р е к ор дейст- вительности... На с т оящее же было для него л ишь „ледяным бе з з ве здием". Не Наш ли -взгляд меня,'Аирара, В беззвеэдьи ледянам ведет. В его безвременной (ему 'было 25 л. ) и т яжелой смерти проявилась какая т о безжалостная законность судьбы: он умер -в то время, когда ра з одрались ч е рные небеса колчаковщины и рево- люция осветила Сибирь. Пушкинский мечтатель не мог перейти ее огненного хребта. Как бы предчувствуя свою смерть, он писал осенью 1919 г.: От мира затворясь упрямо, Как от безжалостной зимы, Трагичный вызов Нальсингама 71елуясь, повторяем мы. Я завтра тот, кто был так молод, Так дружно славим и любим, Штыком отточенным приколот, Свой мозг i ставит мостовым. Сейчас, когда снова пробуждается интерес к Пушкину и к его эпохе, поэ- ма „Аврора" ^вызовет известный (К себе интерес. Под ее пр а с т о т ойокрыто свое- обр а з ное мироощущение, хотя от нее и веет холодом одинокого пути поэта навстречу Авррре при бесстрастном све- те зимнего солнца. Сам поэт сознавал свою участь, участь представителя социальных групп, уходящих навсегда из жизни: И я покину край Сибири, Где музы, песни и вино, И бып Георгий Маслов в мире, Иль не был—будет все равно. П. Комар»». Е. Бражиев (Е. А. Трифонов). „Буйный хмель". Стихи. Гос. изд. Москва. 1922 г. 83 стр. "Стихи сборника по недоразумению названы „Буйным хмелем", в них нет ни буйства, ни хмеля. Вместо обещенного—тихие песни аре- станта, пот ерявше го надежду освобо- диться и разучившегося я рко чувство- вать свободу. Усталая душа поэта пере- полнена „холодной, темной и недвижной мутью", она не выносит дневного света и инстинктивно прячется в темноту ночи. И вместо свободы поэт ждет смерти. Кажется, впе рвые в нашей литера- туре, в таких безличных, тихих тонах описывается личная жизнь арестанта до- революционной тюрьмы. Должно быть, поэт, кроме тягот тюремного заключе-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2