Сибирские огни, 1922, № 5

пете и п р о бе п е ра Ю. Либединс ко го с его е щ е пусть б л е дной попыт к ой д а ть по в е с ть „Не д е л я ", в р е в о люци о нн ом ритме, е щ е п о л н о го с р ы в ов и сбоев, ро- мана В. З а з у б р и н а, в пр о с т о те писаний Н. Семено в а, в исканиях с в о е го искрен- него и нужно го с овр еменно с ти с лова поэта Н. Ас е е ва и в массе других естественных, пока е щ е до с т а т очно бл е дных п о пыт ок поэтов и писате- л е й. Многих из них мы е щ е не з н а е м, но они у же р а с т у т—р а з б р о с а н ные по России, з а т е р я н ные в с т олицах. Суть дела не в именах, а в том, что бесспорно начинаются взмывы волн нарастающего сильною в естественности искусства, обещаю- щего вырасти в еще небывалой по силе выражения и содержания человеческий символ культуры. Но г оре тому, кто пов е рит с о б л а з н ам Н. Чужа к а, конструктивистов, Л. Лунца, молодо го в ождя с е р а п и о н о в ц ев со с т а рым а р х а ич е с ким щи т ом о чистоте и н е з а в и с имо с ти искусств, с би вше г о ся с п а н т а лыку на одном Гофма н е. Вс. Ив анов, в к о т о р ом Н. Ч уж ак и его б р а т ия в о с пи тыв ают его „конст- рукции" и „ к омп о з иции "—с амое с л а б ое в нем, о п р е д е л е н но т е р я ет свой есте- ственный т а л а нт в этих пустых поисках. Его книга „Седьмой б е р е г" *) в це лом (за и с к люч е ни ем двух-трех р а с с к а з о в) не р а д у е т, она с оци а л ь но весит мало. Вс. Ив а н ов занимается в о с к р еше н и ем к а к о г о - то д о м о р още н н о го пр о в инци а л ь но го импр е с с иони зма, гаснет и теряется на ме л оч ах впе ч а т л ений и наивных лириче- ских отступлениях. Не здесь, конечно, п о д з е мные жи лы и источники искусства, не з д е с ь! Не з д е сь е го о с но вн ая стихия. Она и не в томлении Фауста о б е с к о н е ч н ом ме т афи з и ч е с к ом прос т ранс т в е, не в его с имв о ле Ше к с п и р о в с к о го Ли р а, к о р о ле и н ищем в одно и то же вр емя, з а т е р я н н ом в степи, в глубоком одино ч е с т ве со своим „я", нет, оно в а к т ивной у с т р емл енно с ти в с о ци а л ь н о е, з д о р о в о е, ч е л о в е ч е с к ое е дин с т в о—жи- вой и обще с т в енно - ко смич е с кий о р г а ни зм. В нем б у д ущий ч е л о в е к, р а д о с т ное и ши р о к о т в о р я щ ее „ я" к о т о р о го о р г а ни ч е с ки [сливается во е дино и с с олнцем мира и с мир ом е дино го ч е л о в е ч е с т в а. От сюд а—ис ку с с т во б л и ж а йш е го будуще г о, это ряд п о пы т ок н ащу п а ть в ы р а ж е н ие этого б уше в а н ия кл а с с ов, групп, лично с т ей, идущих к с оци а л ь ному единству; падений в пути и новых в о с с т а н и й—жи в ой и с т ории д и а л е к т и ч е с к о го п р о ц е с са о бще с т в а. И для подлинно го художника име нно з д е сь н е и з ме р имая и е с т е с т в е нн е к- ша я о б л а с ть д е р з а н ий и всяческих предвосхищений ! **) , Валериан Правдухин- *) Издательство .Круг". Москва-Петроград 1922. **) Редакция считает необходимым отметить безусловно случайное и люб о пы т н ое сов- п а д е н и е. Сравнение работы конструктивистов с занятиями Крыловской мартышки, с д е л а н н ое В. Правдухиным, имеется и в статье А. В. Луначарского „Театр РС.Ф.СР. " в седьмой книге журнала „Печать и революция", за 1922 год, полученной в г. Ново-Николаевске в момент последней к о р р ешу ры уже сверстанного для печати д а н н о го номера журнала,—по крайней jvjepe. через двадцать дней после п е р в о го чтения в редакции статьи В. Правдухина-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2