Сибирские огни, 1922, № 5

Но будем, твердо, помнить, что это с оциа льно - в е с омое д о лжно вырос т а ть т а кже органически, из корней личности и не д о лжно быть тенденцией-' л ож ной, нарочито-бескостной, нехудожественной постройкой. Пусть ревнители и идеологи нового искусства к ажд ую минуту помнят, что эта же л а нн ая целевая устремленность искусства, сохренение в нем живо го смысла цели, рождается из пафо са и крови т ворца, из непосредс т в енно го з а р аже н ия его от коллектива. У конструктивистов есть в основе х о р ошая тенденция: орг аниче ски слить производство с искусством. Труд с творче с твом. Это конечная ц е ль челов ече- ства. Но так как мы е щ е жи в ем в бол ьшинс т ве случаев в обще с т ве на емно го труда, о бще с т в е нно д а л е ко еще не ор г ани з о в анно го произ водс тва, т ак к ак и РСФСР е ще не сплошь страна индустрии, я е ще во многом страна на т ур а л ьно го хо з яйс т в ами т ак как н аша идеология не есть схоластика и метафизика- иде- алистов, а о т р аже ние действительно с о в е ршающих ся в мире естественных и человеческих о тношений, поэтому т р е б о в а ние немедленного уничтожения искус- ства, з аме ны его голым производством есть, в лучшем случае, полет . на к о в ре с амо л е т е" Ив а нушки - дур а чк а. Нель зя же заставить крестьян на самом д е ле р а з р и с о выв а ть свои глиняные г о ршки и ма л е в а ть на машин а х—„ л о б о- г рейках" футуристические- картины. Все произ водс т во н а до спе рва выр в а ть из рук б у ржу а з ной и ме лкобуржу а з ной стихии. Обще с т в е нно о р г а ни з о в а ть e t o. fl до этого конструктивизм есть угодливое и ненужное з а б е г а ние впе р ед идеоло- гов, ор г аниче с ки чуждых данной переходной эпохе, есть демагогия. Голая т ен денция людей, не живущих, р е а л ь ными инт ере с ами данной эпохи, эпохи начала диктатуры про л е т а ри а т а. Поэтому, оно у нас и выр ожд а е т ся в з а т еи Ме й е р- хольда в своем театре, с е го ч е р ными и к р а с ными к ол е с ами в „Великодуш- ном ро г оносце ", сплошном из дева т ель с т ве н ад з д р а вым смыслом, кабинетно- до к т рин е р с к ой затее, о гибели которой плачется Н. Чужа к. Это не творчество-производство, а з аня тие Крылов с кой м а р т ышк и, з а х о- т е вшей вдруг надеть на себя очки, конечного ид е а л а, з а ч е ркну ть целый, пр е д- стоящий человечеству, исторический период. Это голая, угодливая тенденция. И, как т а ков а я, она свидетельствует о бе з условной социальной пустоте т в орцов данного течения. Подлиньое творчество не выносит ни ре акционной, ни идеалистически-ре- волюционной тенденции: будь то т енд енция Фе товского лирич е с ко го пропо в ед ничества о «чистом искусстве", о „музах и храмах ", о которых он т ак яростно запел, ощутив по т енциона л ьно - с т р ашную для него, стихийно н а р о с т ающую мощь Некрасовской поэзии *) изменив своей на с т оящей лирике . Ве ч е р н их ог- ней", будь то снобовский, а рис т окр а тич е с кий эстетизм Ос к а ра Уайльда, г о лые схемы романа Н. Че р ныше в с к о го „Что делать* или, наконец, манифе с ты кон структивистов и спецов прол е т а р с к ой поэзии. Основной в опрос искусства не в ма т е риа л е, к о т о рый художник выбир а е т, а в том нутряном овладении, офо р- млении ма т е ри а ла и н а сыще нии его с оциа л ьным с од е ржа ни ем, новыми, но жи- выми для современно го человека фо рм а ми и приближении к конечному со- циальному идеалу. В последнем смысле поэт Филиппченко г о р а з до революцион- нее и б лиже в своей поэтической стихии к иде алу пр о л е т а ри а т а, нежели Ма яковский, но, к с ожа л е нию, и у него отсутствует пока конечное, к онк р е т ное офо рмл е ние взятого им ма т е ри а л а. Если политика классовой б о р ь бы ставит п е р ед собой б е с с т р ашную з ада- ч у—б е с поща дно с т ере ть и уничтожить внешнюю вла с ть классов, питающихся испарениями социальных и з вр ащений: н а до срыт ь, сре з а т ь, в ыж е чь выступы классового, э к сплоа т а торс ко го обще с т в а, чтобы прийти ко внеклассовому, то искусство, ставя т е -же з а д а чи с ейч ас и преследуя ту-же конечную цель, осуще- ствляет их путем внутреннего ^ звоевания чуждых ему сил, блужд ающих в со- циальном хаосе. Совремс г сто с оциа л ьно - б е з домно г о. Одиссея оно б е р ет *) См. его стихотвор«в«е. н. п р о тн Некрасо*а: — На рь>_«., так жричвт жмудок.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2