Сибирские огни, 1922, № 5

Вот к чему п р и в ел ме т од Н. Ч у ж а к а, е го з н аме н и т ая „ т е ория соответствий и и с п о л ь з о в а ни я " . .. чуждых н ам поэтов! Ме т о д—п о и с т и н е—п у г а н ный и в р е д ный, в е д ущий в тупик, к о бма ну и п о дм е не с о ц и а л ь ных ц е нно с т ей искусства. Н а ш ме т од дру г ой: из с уще с т в а—из ф о р мы - с о д е р ж а н и я, ритма, стиля, с по с оба в ы р а ж е н ия тех или иных идей, из в с е го п р о и з в е д е н ия о п р е д е л и ть с о ци а л ь л о - ин д и в и д у а л ь ный лик по э т а, и т ем с а мым н аме т и ть е го о бще с т в е нн о- у д е л ь ный и эстетический вес. И сов с ем не в том ц е н тр т яже с ти, что н о в ый ч е л о в ек боится р е в о люц и о н- ного искусства, н е хочет е го понять, не хочет охв а тить Ма я к о в с к о г о, а в том, что Ма я к о в с к ий не т ак ш и р о ко и г л у б о ко с о з в у ч ен эпохе, по э т ому е г о читают и могут чи т а ть л и шь ин т е л ли г е н ты и то не все. По с л е д н ие ж е е го п р о и з в е д е- ния могут и д о л ж ны читаться, но они и г р ают р о л ь а г и т а ц и о н н о го полуискусст- ва, х о р о шо с д е л а нно го . п о л и т и ч е с к о го пу г а л а, к р а й не н е о б х о д имо го и плодо- т в о р н о го на б л и ж а йшие г о ды. Выс т а в л яя л о з у нг „ и с к у с с т в о—д е ло всех", Н. Ч у ж а к и р а з в р а т и в шие его эпигоны фу т у ри зма у ди в и т е л ь но н е п о с л е д о в а т е л ь но з овут н ас все вр емя к искусству, к о т о р ое не может б ы т ь поня то ши р о к и ми м а с с а ми. Они з а б ы в аю т, что искусство в с ущн о с ти с во ей есть с р едс т во, н е и з б е жно и м у з ы к а л ь но бе ру- щ е е ч е л о в е ка в с вой плен, не р а с с л а б л яющи й, а о жи в л яющи й, с р е д с т во чувст- венного по з нания и о ф о р м л е н ия м и р а—с о ц и а л ь н о го и к о смич е с к о г о. Вс л ед за Ма я к о в с к им фу т ури с ты т е п е рь с т а р ают ся во з в е с ти на е го на с л ед- с т в енный п р е с т ол н о в о го поэта Б . Па с т е р н а к а. З д е с ь н е л ь зя п о с л е д ыш ам фу т ури зма о т к а з а ть в п о с л е д о в а т е л ь н о с ти и упо р с т ве „ о в л а д е н и я" Россией. Жу р н а л „Кр а с н ая Но в ь" становится т р и б у н ой этого н о в о го в е л и к о го искус- ства. В книге т р е т ь ей за 1922 год Н. Ас е ев в своих . Пи с ь м ах о п о э з ии" о Б. П а с т е р н а ке и о е го книге . С е с т ра моя жи з н ь" п ишет с л е д у ющ е е: „По с ле в о з д ушн о го м а л ьшт р е м а, о б р а з о в а вше г о ся з а по х о д к ой Ма яков- ского, в о р о н к ой в т я н у вше го в с е бя в се п о пы т ки „ о б о с о б и т ь с я" в р а б о те н ад словом, „Сестра моя жи з н ь" я в л я е т ся н о вым т р а мп л и н ом п е с е н, н о вым п о в о д ом о тыс к а т ь, к ак будто уже н а й д е нн о е, с о к р о в и ще о бще н ия люд с к о го ч е р е з с лово. Вот эта попытка последняя, за которой люди перестанут пытаться быть выра- зительнее ( к у р с ив н а ш В. П.). И во всей с т а т ье з а з ы вы чит а т е ля к о ч а р о в а н ию н о в ым . т р у д н ым" поэтом- И ни одной п о пыт ки н ащу п а ть с о ц и а л ь ный лик п о э т а, ни е д и н о го п о п о л з н о в е- ния к тому, ч т обы выя снит ь, что ж е н о в о го с о ц и а л ь но он н е с ет с в о ей поэзией- Все те ж е ме т о ды Ч у ж а к а, Тр е т ь я к о ва и Ас е е ва о новой, б е с с о д е р ж а т е л ь н о й, „ и нже н е р ии с л о в а" ; ( Я. Асеев), . р е ч е к о в ки с л о в о к о н с т р у к т о р а" (С. Третьяков), „ п р о и з в о д с т ва т о в а р о - ц е н н о с т е й" (Н Чужак) —внешнего к о н с т р у к т и в и з ма, от к о т о рых грозит роди т ь ся о п а с н е йш ее искусство, х о л о д н о е, б о л ь н о е, интеллигент- ски и н т е л л е к т у а л ь н о е, и г р а ющ ее на у т онч е нных н е р в а х, до гма т ич е с ки - з а о с т- р е н н о е, ма с т е р с ки о б л и з а н н ое и об с о с а нно е, в е сь с в ой пыл и п а ф о с устремляю- щ е е и с к люч и т е л ь но на п р е о д о л е н ие технических т р удно с т е й, искусство эпох у п а д ка б у р ж у а з н ой цивили з а ции, Рима, Ви з а н т ии, эпохи В е р с а л я, искусства с о - ци а л ь н о го э к л е к т и зма и х о л о дно го ма с т е р с т в а. Борис Пастернак. Итак, Борис Пастернак, как новое знамя современности. Что т а к ое е г о книга „Се с тра моя жи з н ь "? Как п о д о й ти к ней нам, з а т е- р я нным в о г р омн ой жизни, к а к с о е дини ть с е бя с этим в е л и к им Мои с е ем, кос- н о я з ыч ным п р о р о к о м, к о т о р ый т ак о с т ро и п у т а но п о ет о жи з н и. Что это за с т р а нн ое я в л е н и е, к о т о рым т ак в о с хища е т ся Ил ья Э р е н б у рг в с в о ей книге „А все т а ки в е р тит с я ", Н. Ас е ев и д р . По ч ему так б е з о т г о в о р ч но у д о в л е т в о р я ет он их, хотя А с е е в и п р и з н а ет за ним „ т рудно с т ь" понима ния д ля ши р о к их масс. 174

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2