Сибирские огни, 1922, № 5

бурный поток реки, отделяющий его от других людей, п е р е п лыл на своей вы- долбленной д е р е в яшк е - лодк е. Этот т ворч е с ки—победный момент над стихией, д е л а вшей его до сих пор социально-одинокой д р о ж а щ ей т в а рью, есть п е р вый орг аниче ский этап на пути к великому Интернационалу, о б е щ а ющ е му победить в н а ши дни все препятствия. И процесс ч е ло в е ч е с кой истории и есть в основ ном—такой победный путь над препятствиями мертвой п р и р о ды и социальных и з вр ащений. Если Осв. Шп е н г л ер утвержда е т, что к ажд ая культура имеет свой инди- видуальный, л ишь ей одной присущий символ, и если вся история человечества в его концепции б е з н а д ежно ра спада е т ся на р яд таких с амодовлеющих, л ишь для себя существующих культур, то это только потому, что сам Осв. Шп е н г л е р— сын европейского капиталистического обще с т в а, з аше дше го в б е з н а д ежный со- циальный тупик, в лабиринт путаных обще с т венно - бе зысходных извилин. Для него, как и для конструктивистов, в сущности, е го з а конных последователей, светящих его о т р аже нным светом, нет никакой связи между стилями различных культур, напр. египетским, дориче ским, мавританским, романс ким. Для Шп е н г л е р а—к у л ь т у рные фа зы человечества, э т о—о а з и сы, между со- бой с о в е рше нно не с в я з а нные и не мо г ущие быть связанными. Искусство ан- тичности несет в с е бе и выр ажа ет собой л ишь идеал с вободно с т о яще го чело- веческого теля, социально и космически с о в е рше н но одиноко г о, хотя и утверж- д ающе го собой вещественную жи з нь данного момента; искусство XIX в е к а—вы- р а з и вшее себя н а ибо л ее полно в „фаустовской д уше "—по у т в е ржд ению Шпен- г лера—е с ть л ишь искание далей, п о рыв в бе з конечнос ть и у т в е ржд ение своего „я" в этом космическом пространстве. Это ме т афизиче ски - кра сивые, с точки зрения е вропейца, г ениальные портре ты культур страдают одним и т е м - же су- щественнейшим недостатком: во всех про з р ениях Осв. Шп е н г л е р а, как и домо- рощенных концепциях русских конструктивистов, отсутствует основной цементи- рующий историю ма т ериал—социальнос т ь: ощуще н ие мира, как потенциально спаянной человече ски - социальной стихии, имеющей своей основой развитие производительных сил. Н- Чужак у другие так напуганы опытом пр ошл ой метафизики идеалисти- ческой эстетики, которая необходимое единство искусства искала всегда в су- ществовании вечнсй красоты, в ' у т в е ржд е нии Платоновских идей, в Гегелевском абсолюте, что готовы идти за Шпенглеровским индивидуалистическим реляти- визмом, путаться в р а сще пл е нном хаотическом миро с о з е рцании современного анархиста-буржуа и клеймить всякую попыт ку осо зна ть и оформить историю, как единую стихию социальности, как единый обще с т в е нный процесс. Но мы д о лжны эту боязнь преодол е ть и з а д а чу свою выполнить. И мы у т в е ржд а ем, что на с т о ящее искусство, помимо того, что оно служит выр аже ни ем личностно-творческой воли художника, несет нам нужный мате- риал коллективного опыт а, ко т орый поднимается над данной эпохой и перехо- дит в на следс т во грядущему. Мы не будем говорить об опыте искусства, как специальных творчески- трудовых н а вык ах оформл ения и познания мира, создания в еще й. Мы не будем говорить, что опыт п р ошл о го искусства, э то—бо г а тый кла- дезь, из которого мы б е р ем и н аше уменье с о з д а в а ть форму, овл а д е в а ть р а з личными ма т е риа л ами, пользоваться комбинациями, ритмом и композицией, это л ишь фо р м а л ь ные достижения, средства к основным цел*м искусства. Если Осв. Шп е н г л е р, пользуясь, главным о б р а з ом, памятниками искусства, на рис ов ал нам „ме т афизиче ские" пор т р е ты стилей различных культур, то зада- чей*современности является в о с к р еше ние социально-целостных ликов пр ошл ой культуры, н ащу пыв а н ие действительной и р е а л ьной основы истории. И если мы подойдем с этой точки зрения к искусству, то оно встанет п е р ед н&ми и в прошлом, как могучее средство изживания индивидуальной боязни мира, победа н а д ' с о ци а л ь ным хаосом путем постепенно достигаемой спайки в социальном единстве всего человечества ч е р ез познание, офо рмл е н ие о к р у ж а юще го мира, установление социальной сцепленности всей истории челов ече с т в а. 16.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2