Сибирские огни, 1922, № 5
зические наслоения, из которых они все выводят; не буд ем г оворить о их бес- силии ввести его в русло разумной, экономической, хозяйственной основы, ко- торая всегда являлась первоосновой, внутренними д р ожж а ми хода истории и е е культурных форм. Их об'яснение, конечно, не может удовле т ворить того, кто знает, что не религия и не ме т афизика были основой п р ошлых культурных эпох, а что то бол ее ре альное, б о л ее приближенное к действительности, более о с я з а т е л ь ное и ма т е риа льно е. Мы з на ем давно, что история, э т о—единый проце сс развития ма т ериальных явлений. Тепе рь посмотрим, правда-ли, что все н аши предше с твенники д е л а ли только „злое д е ло ", правда ли, что ч е ло в е ч е с т во исключительно жи ло в т а к ой стихии, ко т ор ая нам с о в е рше нно не нужна, в р е д н а. Нет ли в человече ской ис- тории, в пр ошл ой культуре, если к ней подходит материалистически—и, да простит мне Н. Чужак, марксистски. 1 —в к ажд ом п р ошл ом моменте такого, что органически—и на в с е г да—вклинив а е т ся в б у д уще е. История человечества представляет собой ряд восходящих и нисходящих линий; ряд моментов обще с т в енно го под'ема и, затем, падения. Моменты таких обще с т в енных под ' емов з а к р е п л е ны—м ежду прочим—и в памятниках культуры и искусства. Египетские пирамиды, готический храм, здания в стиле Б а р о к ко и есть о к аме н е вши е, но жи вые моменты, в которых человече с тво з апе ч а т л е ло в ершины своих культурных под'емов. То же с амое и в других отраслях искус- ства. И видеть во всем этом грандиозном проце с се созидания л ишь один момент, как д и к а рь ма з ал своим каменным богам губы жи р ом животных и этим об'яснять происхождение всех этих памутников, в этом видеть основ- ной, жизненный смысл этого процесса т ворче с т в а, это значит с о в е рше нно не ощуща ть социальных д а л ей будущего, не ощуща ть с оциа л ьно го смысла прош- лого, из которо го должен всегда исходить марксист. Это значит утерять всякую живую социальную веру в свою судьбу и запутаться в мелочах и падях огром ного обще с т венно го проце с с а. Нужно оживить именно с марксистской точки зрения проце сс человече ской истории, вдохнуть в него „живую и разумную душу" смысла, наполнить его о г ромной с оци а л ьной сихией, синтезировать его и спаять великим смыслом единой и неи з б ежной цели,- --только тогда нам не с т р ашны будут эти пр о в а лы и ч е р ные б е з дны в п р ошл ом, которых пугаются близ орукие идеалисты. Социальный а т еизм р ожд а е т ся главным о б р а з ом из бессилия осмыслить п р ошл ое единым принципом, от крыть жи в ое единство различных культур, в ко т ором бы потонули н аши индивиду а л ьные, р о б к ие проявления. Не единства теоретических и социологических з а конов мы ищем, а с т ара емся л ишь прощу- пать выступы единства с амого исторического проце с с а. Это единство истории рисуется нам, к ак ряд гранитных, восходящих сту пеней, к о т о рые человече с тво ков ало и кует в своем постоянном подвиге об- щественного, коллективного трудового проце с с а, к о т орый ведет его ко всече- ловече скому обществу. Камень дикаря, который он о т о р в ал от хаотических выступов земли, впер вые офо рмив его в свое оружи е, не з а ключ ен - ли органически в конструкции самой с л ожн е йшей современной м аши ны? Пе р вый—о с л е пивший п е щ е р н ые глаза н аше го пр е дк а—о г он е к, к о т о рый ему удалось выс ечь из д е р е ва или увида ть в п р и р о де и перене с ти в заплесне- в е вшие с т ены свое го темного жилья, не п р о д о лжа ет ли он гореть в электриче- ских фона рях Европейских городов? И этот огонек будет г оре ть и тогда, когда человечество, ос вободившись от пут к а пи т а ли зма, осветит з емлю одним фон а- рем великого радио или другого подобного ему в еще с т в а. Этот огонек присут- ствует и светит на з а с едании Со в н а р к ома, когда последний об с ужд а ет свои про- экты об э ле к т рифик ации России. И никогда не будет опорочен никакими конструктивистами тот жизненный, социально неизмеримо - плодотворный трудовой подвиг дик а р я, когда он впе рвые
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2