Сибирские огни, 1922, № 5

йием Тбго, что в аша культурно-историческая миссия выполнена вами честно и добросовестно. К сожалению, у нас т акой уверенности т еперь нет. Мы ценим ваши трудовые заслуги, но скажите нам, зачем это вы носили на себе клыки кабана, зубы тигра, волосы убитого человека? З а ч ем свои, из камня выточеные, топо- ры р а з укр ашив а ли нелепыми силуэтами буйволов и диким орнаментальным узором свои щиты и платье? З а ч ем вы так восторженно и дико пели свои песни о предке, который научил вас когда то высекать из д е р е ва огонь? З а ч ем вы занимались бесполез ным трудом, воспевая его, когда огонь стал уже вашим безусловным и неотем- лемым дос тоянием? З а ч ем вы выс екали и ставили на курганах, в своих храмах фигуры своих предков? Наконец, зачем вы перед свадьбами, перед военными походами, перед постройками своих хижин, пе р ед весенними полевыми работами восторженно и буйно ор а ли свои песни и кружились в вихре диких танцев? Из толпы наших предков выделяется фигура дикаря, который дает нам та- кой ответ на поставленные нами вопросы: Хотя мои сородичи несколько смущены и удивлены вашими вопросами и пред'явленными нам тяжелыми обвинениями, все же они уполномочили меня заявить вам следующе е: Мы носили на себе рога и зубы з верей, высекали и з обр ажение буйвола для того, чтобы сохранить для своего племени эти знаки символы наших по- бед, напоминание в живых образах об истории наших общих подвигов. Эго знаки ступени, которые вели нас постепенно от победы к победе над окружав- шим нас хаосом. И они несомненно полезны при своей кажущейся бесполезности, они ре ально - целе сообра з ны при своей видимой нецелесообразности. Нем ярче и лучше, жив ее и непосредствоннее,—были эти изображения, тем пламеннее горели наши сердца при взгляде на них, тем б о л ьше мужества накоплялось у нас, необходимого нам для наших грядущих побед. Вас удивляет наш орнамент, сплетение причудливых узоров на нашей одежде, на наших щитах. Это есть синтез побед моей общины, живой символ и сплетение воедино, в типичный рисунок, в наш национальный стиль всего, что есть общего у пас, родного, сближающего и об'едипнющего нас: тут в своеобразном сплетении узора даны линии наиболее полезных и распространенных растений нашей страны, зверей, оружия, фигур наших предков и ор\)дий труда, это—наибо- лее яркое, эмоционально-стихийное, органически-скрестившееся в едином рисунке, безлично-коллективное и бессознательное выражение социальной и хозяйственной мощи нашего племени--сгусток и зарождение первой ячейки культуры, искусства. Это плоть и кровь нашей общины, нагие свидетельство о нашей внутренней мощи и наше завещание, внутреннее наследство нашим детям, которых мы не хотим оставить голыми дрожащими тварями на холодной земле. Да, мы пели о своих предках, мы ставили на курганах и в храмах их фигуры; они для нас—сосредоточие, живое, яркое выр аже ние в единой точке наших огромных социально-экономических побед; они жив ое напоминание о нашем общественном под'еме. И один взгляд на них, усиливает н аше кро в ообр аще ни е, дает эмоциональ- ный под'ем, усиливает в нас ощуще ние н ашей коллективной мощи, зовет нас к следующей ступени наше го об'единения и общественного оформления. ЭТО чувство подобно моему ощуще н ию наполненного с трелами колчана, кото- рые каждую минуту готовы стремительно и остро вонзиться в врага, хаос о к р ужающей нас социальной и космической мировой г ромады. Да, мы поем свои песни, исполняем ритмические танцы накануне наших общественных работ, требующих ритмически-согласованных движений, необхо- димых для затраты огромного количества труда и общей трудовой спайки, единого массового чувства. 11. Сибирские Огни № 5. 161

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2