Сибирские огни, 1922, № 5
ели в Читу п о с л е дышей н аше го отечественного футуризма С. Третьякова, Н- Асеева, Д. Бурлюка и других. До их появления в Чите Н. Чужак мирно упи- вался печатанием в различных сибирских изданиях восхваления третьестепенных поэтов, вроде И. Фе д о р о ва Омулевского, Б а л ь д а уфа и др. *) и совсем неожидан- но, но повидимому б ез н а д ежды на ос вобождение, попал в их футуристический плен. Он сделался в е рным их оружено сцем неустанным носителем их начинаю ще го стираться и плесневеть о рд е на и п р е быв а ет им и по сие время, когда сами п о с л е дыши футуризма, никогда не бы вшие Дон-Кихотами и Дон Жу а н ами, а т ол ь ко о с т орожными и покладливыми ма лыми—Са нчо Панчо и Ле пор е лло, пи- шут б л а г о н а д ежные во всех отношениях стихи и статьи в журна л а х, к о т о рые неустанно яростно и слепо, к ак Дон Кихот, а т т акует ныне Н. Чужа к. Так Н. Асеев работ а ет в жу р н а ле „Кра сная Но в ь ", в ы з ы в ающем особенно г ро з ные вопли непримиримого читинского критика и не пугается этих воплей. Последние крики Н. Чужа к а, э т о—выпущенная им в Чите книжечка „ Ч е - р е з г оло вы критиков*, пр о д о лже ние его книги „К д и а л е к т и ке искусства". Тон этой книжечки таков, что она д о лжн а, повидимому, по мнению а в тора, явить собой в лит ера туре тот— „выстрел с ма трос ской Ав р о ры, рассвет л е г ендарных чудес", ко т орый звуком своим р а з о р в ал историю России на две половины: до окт ябрь скую и после-октябрьскую. Ей он целит в в о з р ожд ающи е ся . з имние д в о р цы" буржу а з ной куль туры— жу р н а лы „Красная Но в ь ", „Сибирские Огни* и жи вых люд е й—„ р е с т а в р а т о р ов буржуа з ной хр амины"—А. Луначарского, Н. Осинского, К. Гра сиса и пишуще- го эти строки. Эта книга—статья, наряду с концепциями конструктивистов об искусстве, ут верждениями п о с л е дышей футуризма, служит одним из поводов для настоящей статьи, хотя з а р а н ее т в е рдо о г ов арив аюс ь, что не н аме р ен вести с. Н. Чужа к ом тех богословских споров „по тексту", к о т о рые ему не понрави- лись в статье К. Грасиса против его книги „К диа л е к тике искусства" и кото- рые, однако, удивительно непо с л едов а т е льно п р о д о лжа ет вести частично и сам Н. Чужак. Если подходить к писаниям Н. Чужа ка с фо рма л ь н ой точки зрения, то может пока з а т ь с я, что о них не стоит и говорить. В них столько элементов провинциального Ницше анс т в а, монополи з ирующе го за собой пр а во единолич- ного—оконча т ельного и б е з у с ловно г о—р ешения с амых г рандио зных проблем (о существе искусства, о пролетарском ti буржуазном искусстве и т. д.), с т о л ь к о с а - мых неожиданных, опр е д е л енно больных, порой неприличных, ругательств по отношению к своим „противникам", что порой кажется, что это пишет один из средне в ековых отцов святой церкви или Иоанн Гро з ный мечет бис ер своих нервных строк изменнику болярину Курбскому. Но несмотря на все это, Н. Чужак умеет ставить вопро сы с таким пламен- ным заостриванием, что вынуждает всех додумать, дочув с т вов а ть до конца свои концепции в этой области, довести их до полного логического и эмоционального з а в е рше ни я. Этого огромного достоинства у его писаний отнять нельзя, поэтому мы и р еша ем не б ежа ть от . ц а р с к о го гнева", подобно КурСскому, а выз ов принять и д а ть бой за н аши опорно принципиа л ьные пункты, оставляя за собой п р а во выходить и в б о л ее ши р о к ое поле о бще з ч а чимых для широких масс п р о б л ем там, где Н. Чужак в опрос сводит к суб'ективному руслу. Ка кие -же в о п р о сы пламенеют в новой книге Н. Чужа к а, где он А. Луна- чарского н а зыв а ет „ н а иб о л ее вредной фиг урой по пути классового самосозна- ния р а боч е го класса", писания Н. Ос ин с к о г о—„ к онно - з а в од с к ой чепухой", от- д а ющей „ с т арой буржу а з ной з а к в а с кой ", К. Гр а с и с а—„ к а р т о чным игроком", „ г робокопа т е л ем меньшевис т ского т олк а" из п о р о ды „уставясь в з емлю лбом", пишуще го эти строки—„психологическим (?) р е с т а в р а т о р ом с т а р ой храмины*, а *) См. книгу .Сибирский мотив в поэзии*. Чита, 1922 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2