Сибирские огни, 1922, № 5
п р ежде всего победу над эстетизмом, о б е с к р о в и вшим искусство конца XIX ве- ка, пр е о д о л е ние импрессионизма, к о т о рый выродился и прив ел искусство к про- стому чувственному наблюдению, по суще с тву—па с сивному уловлению летучих впечатлений и о т сюда—полному подчинению природе, не смотря на свои острые, цепкие и к р а с о ч ные о т крытия и углубления а з а р и с о в ке в ещей и природы. З а п а д н ая Европа, к о т о р ой Осв. Шп е н г л ер с пророч е с ким пафо с ом пред- р е к а ет куль турные сумерки, пе р е ход в фа зу об е з душе нной цивилизации и по- степенное умирание в же л е з ной е е брон е ,—в смертный час свой требует от сво- их художников пробужд ения от культурного оце т енения; требует от них про- явления выс о ч а йшей личностной, т ворче с кой воли, пр о р о ч е с к о го экстаза, эти- ческого про з р ения, уничтожения мо р а л ь н о - б е з р а з л ичн о го любов ания миром, во з рождения любви, в е ры, нравственной ус т ремленнос ти ,—вообще стихии огнен- ного и органического п а фо с а, конкретного проя вл ения в е ры в с вою культур- ную судьбу. Но чувствуется, несмотря на значит ельнос ть данных ло з унг ов в смыс ле их эмоциона льной насыщенности, что этому бурному движению в искусстве не достает одного, с уще с т в еннейше го для н ашей эпохи, качества: до с т а т очно- яс- ных, обще с т в енно - р а сшир яющих ся и уводящих в б у д ущее социальных д а л ей. Родиной ре волюции XIX веке была Франция, искусство XIX в. было в сущности искусством Фр а нции ,—е с ть основания п о л е г а т ь—д а л е ко не т ол ь ко в силу го- лой исторической аналогии, что Россия, родина Ок т я б р ь с к ой революции, будет и к о лыб е л ью искусства XX в е к а. Пе р вые признаки этого у же есть, э то—с ерь е знос т ь, острота, напр яжен- ность б о р ь бы, к о т о р ая р а з г ор а е т ся у н ас вокруг пробл ем искусства; жив ое бес- с порное ощуще н ие неудовле твореннос ти имеющимся у нас в этой области п р ошлым. Мы хотим сбросить с „ к о р а бля с о в р еменно с т и" не т ол ь ко все н а ше п р ош- л о е искусство, но р а з д ают ся уже с т р а с т ные голоса, ж е л а ющие погрузить на дно истории с амое явление, понятие искусства, выт р а в ив с о в е рше нно его из на- ших душ и из н аше го с оциа л ьно го обихода. Алекс ей Гаи от лица русских конструктивистов выбро сил о п р е д е л е нный и ясный ло з унг—долой искусство!—об'явив с амую б е с п оща д н ую б о р ь бу всем „сторонникам традиционно го искусства", пойдя в этом отношении неизмеримо д а л ьше Европы и Америки, где з а родил ся конструктивизм *). Илья Эренбург примкнул к пр а в ому крылу этого о б е щ а ющ е го сделаться модным течения, выпустив в Б е р л и не в издательстве „Геликон" с вою умную и интересную книгу „А все таки вертится" **). На ч а л а сь б о р ь ба за но в ое искусство и в провинции яростным воплем в Чите Н. Чужлк а, выпус тивше го в 1922 году книжечку „ Ч е р ез г оло вы кри- тиков" ***)• Чита не хочет быть д о л ьше с к л е и в а ^ ц им два мира б уфе р ом, идет под стяг Советской фе д е р а ции, а Чужак р ешил с д е л а ть е е т а кже и ос трым хреб- том, в о д о р а з д е л ом двух к у л ь т у р—б у ржу а з ной и прол е т а р с кой. И пламенностью своих наивных ут в ерждений о том, что с д е л а ть это можно из'ятием из лит ера- туры „ вредных" писателей и поэтов, о с т р а ки змом ук а з анных в книжечке Чужа- ка критиков, и п е р е р а б о т к ой п р о г р аммы коммунистической партии в этой ча- сти, Н. Чужак пл еня ет не т о л ь ко р о б кие умы, а может восхищать и людей, умеющих с л ыша ть четкий голос р а з ума, потому что есть о ч а р о в а ние у рыц а ря п е ч а л ьно го о б р а з а, Дон-Кихота. Страстно пр е д а нным своей Дульцинее—футу- ризму, рыц а р ем Дон Кихотом, в л ожи вшим в эту пр е д анно с ть и стремительность Дон -Жу а н а, сделался Н. Чужак в 19—20 годах, когда б рыз ги р е в олюции зане- • ) Алексей Гач. Конструктивизм. Т в е р с к ое издательство. 1922 г. **) Характерным явленном в этом о т н оше н ии является интересная статья Я. Лейтиса в № 1 украинского журн. „I рядущий мир"—.'Поэзия, как а н а х р о н и з м ", п о ка пишь н а м е ч а ющ ая кризис поэзии, как о п р е д е л е н н ой ф о р мы искусства. ***> Чита. 1922 г. Оттиск из № 2 журнепга „ Н аш Путь' 1 , о р г а на Д а л ь б ю ро ЦКРКП
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2