Сибирские огни, 1922, № 5
ИСКУССТВО и жи з н ь. V в БОРЬБЕ з а НОВОЕ ИСКУССТВО. I. додай ИСКУССТВО ! Мы безвозвратно вступили в XX век, от крывшийся п е р ед нами з а р е в ом ве личайших социальных потрясений и катастроф. Пе р ед человечеством распахнулись дв е ри к грандиознейшим социальным достижениям, никогда так близко и живо не намеча вшимся в своем практиче- ском осуществлении. В ходе великих социальных событий человечество, как ге- ниальный хирург, постепенно о бн ажа ет живую и действительную подоплеку своей пр ошл ой и настоящей истории во всех областях: экономии, политики и культуры. В связи с этим постепенно о бн ажа ет с е бя до цинизма, до корней своей сущности и искусство, к о т ор ое господствующие классы всегда с т а р а ли сь оку- тать в туманную дымку „пре кра сной незнакомки". Но н аша эпоха в этом отношении бе спощадна, ибо она по х а р а к т е ру сво- ему, по поставленным с е бе целям исключительно ч е ло в е чн а, б е с к р а йне откро- венна в постановке своих проблем; она органически не терпит мишуры в виде мистических, метафизических и идеалистических наслоений, которых не смог пр е одо л е ть XIX век, провозгласивший было в на ч а ле бор ь бу с ними. На ч а л а сь бор ь ба за новое искусство, искусство грядущей, н а з р е в ающей эпохи. Бо р ь ба о б еща ет быть на этот р а з неи змеримо б о л ее бурной и чре в а той последствиями, неже ли та, которая в е л а сь в этой обла с ти на прот яжении ХУП1 и XIX веков—с периодом „бури и натиска", с восстанием романтизма против классицизма, выр о а и вше г о ся во Франции в ложнокл а с сику Буало, по з днее им- прессионизма против ре али зма и научного на т ур а ли зма Зол я. Тогда б о р ь ба проис т екала в с ф е ре б о л ее е динообр а з но го экономически- культурного миропорядка и, следовательно, была ч аще б о р ь б ой за но вые фо р- мы искусства, о з н а ч а вшие менее глубокие экономиче ские изменения, н еже ли наметившиеся в XX веке. Те п е рь поднят и поставлен в опр ос об искусстве по существу, кор енным обр а з ом, как проблема нащупыв ания и создания совер- шенно самостоятельной культурной стихии—форм и с од е ржа ния нового искус- ства. Начинается неи з бежный период преодоления старого искусства, ко т орое уже не в состоянии удовлетворить неистребимую потребность т ворче с ко го офо р- мления, эмоционального познания челов еком XX века о к р уж ающе го его соци- ального и естественного мира. В Германии, затем во Франции е ще в конце XIX века н а родило сь новое т ечение в искусстве, н а з ыв а е мое .экспрессионизмом", ко т орое знаменует собой 156
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2