Сибирские огни, 1922, № 5

ственное является всегда результатом не в еже с т в а. Наука в 18 веке п е р ежи в а ла свой младенческий возраст и п р и д е ржи в а л а сь наивных воззрений на о к р уж аю- щую природу. Но начиная с конца 18 го и в т ечение всего 19 века в положи- тельной науке был произ в еден ряд капит альнейших открытий; был установлен з а к он сохранения ма т ерии (Лавуазье), з а кон сохранения энергии (Гельмгольц, Мейер, Джоуль), органических в еще с тв (Бертеля), спектроскопия (Кирхгсф и Бунзен) и много других, Под у д а р ами этих открытий витализм дал порядочную т р ещину и постепенно стал сходить со сцены. В половине п р ошл о го столетия последний витал^сг Б иша писал: «существа быв ают ор г аниче с кие и не ор г ани- ческие, их свойства жи з н е нные или нежизненные. Соответственно с этим наука быв а ет физиче ская или физиологиче ская ". „Свойства живых тел прямо про тивоположны свойствам неживых т е л ". „Физико-химическке свойства постоянны и неизменны, потому и з а к о ны этих наук постоянны и неизменны. Их явления можно пр едвиде ть и учесть, а т а к - к ак жи з н е нные явления по существу неустойчивы, их явлений нель зя ни предвиде т ь, не учесть". . Ит а к з а коны, у п р а в л яющие теми и другими явлениями, абсолютно р а з- личны". Не ч е го и говорить, что все выс к а з а нные зцесь а к с и о мы о к а з а ли сь с о в е р- ше нно ложными. Проце сс науки, как р а з наоборот, ведет к уничтожению гра- ни между живым и мерт вым. Эта г р ань пока не совсем стерта, но ч е р ез в сю с овр еменную науку красной нитью проходит идея единства мира. Все выд аю- щие ся умы—Гумбольдт, Р. Мейер, Гельмгольц, Клод Б е р н а р, Бе р т е ль, Дюбу а- Реймонд, Тимирязев, были р еши т е л ь ными противниками витализма. В последнее время, как мы уже говорили, вместе с ростом к л е рик а л ь ной р е а кции поднял голову неовитализм, воскре сивший „жизненную силу", сдоб- ренную соусом уступок и оговорок... .Жи з н е нн ая сила" выступает в прои з в е. дениях неовиталистов в виде то энтелехии (Дриш), то де т ерминантов (Рейнис), то со зна т ельно т в ор ящей про т опл а змы ( неоламаркис ты), то души растений (психофизиологи) и т. д. Неовиг алис ты о т рицают т е о рию Дарвина, считают за- дачи физиологии н е р а з р ешимыми путем научного исследования и пропов едуют существование в природе метафизического н а ч а ла целе сообра знос ти. Их телео- логическая точка зрения приводит к теологии, Щ. Закон сохранения материи, о т крытый Ла в у а з ье в конце 18 века, и з акон сохранения энергии, установленный в с е р е дине п р ошл о го столетия Гепьмг оль- цем, Мейе ром и Джоул ем, обн а ружили, что жив ой организм не з а нима ет како- го то особо го места в кру г овороте процессов, с о в е ршающих ся в природе, а является л ишь р а в ноц е нным з в еном в о бщей цепи. Организм выр а б а тыв а ет тепловую энергию на счет тех же проце с сов г о- рения, к о т о рые происходят в неор г аниче ской среде. Виталисты считали „жи- вотную теплоту" к а ким то мистическим феноменом, гне з дящимся в недр ах жи- вого организма и подчиняющимся „жизненной силе ", которая из ничего может с о з д а в а ть работу. Этот пр е др а с с удок и был р а з р е ш ен у к а з а нными монумен- т а л ьными з а к он ами естествознания. ,,Perpetuum mobile" в жи в ом ор г ани зме бы- ло опровергнуто. Жи в ой ор г анизм—э то печь, ь ко т орой происходят проце с сы горения в т ечение всей жизни на счет п р и т е к ающей извне пищи Упорными ис- следованиями фи з ио л о г ов была р а с крыта энер г е тика ра с тит ельно го ор г ани зма. Растение строит органический ма т е риа л: углеводы, жи ры, белки из простых ми- н е р а л ь ных соединений, и в этом процессе созицания жи з ненная сила не иг ра ет ник а кой роли. Энергию, с к р е пл яющую а т омы элементов в мо л е к у лы с ложных органических соединений, ра с т ение получа ет от солнца. Энергия солнечного луча не пр оп а д а е т. Она остается в пище вых продуктах, приготовляемых расте- нием, и ос вобожда е т ся при р а з р уше нии этих продуктов в животном организме.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2