Сибирские огни, 1922, № 5
^ЖИЗНЬ С ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКОЙ т о ч ки ЗРЕНИЯ. Бу ржу а з ный мир находится на к ануне упадка. Этот факт, ставший неоспо- римым во время империалистической войны, сказался з адол го до этого в бур- жуазных научных теориях и философских системах. Ницше, этот выходец из буржуа з но го обще с т в е, в пламенных словах з апе ч а т л ел р а з л оже ние своей с р е ды. Днри Бергсон, модный французский фило с оф, с успехом проповеЬует метафизи- ку и отрицание положит ельной науки, поль з уя сь „ з а с луженным" успехом в кру- гах парижского бо-монда. В естественно научной области опять во з рожд а е т ся витализм, отка зыв ающийся от физико химического понимания явлений жизни. Все это соединенное вместе, свидетельствует не только о сумеречных днях буржуа з но го века, но и о ро с те той к л е рик а л ь ной реакции, с которой, к а з а ло сь бы, буржу а з н ая идеология не может иметь ничего обще г о, но за которую она с удорожно хватается в стремлении у д е ржа ть у с к о л ь з ающую из-под ног почву. Но против метафизики, схоластики и прочих прелестей средне в е ково го мировоззрения, современная наука выдвинула пушки тяжелого к а либр а. Мы хо- тим в нижеследующих строках н а ри с о в а т ь приблизительную картину современ- ных научных воззрений на жи з нь и по к а з а ть ошиб ки лжеучений, исходящих из метафизических принципов, в р ажд е бных положит ельному знанию и научному методу мышления. Мы придержив а емся взгляда, согласно которому все д а же наибол ее с л ожные жи з н е нные явления сводятся исключительно к фи з ико хими- ческим процессам. Те учения, к о т о рые видят в этих явлениях господство какой то сверхестественной силы, не з а висимо от того, как они н а зыв ают эту силу („жизненная сила", „spiritus rector", энтелехия и т. п.) не имеют ничего обще го с наукой и являются предрассу'дками теологического х а р а к т е р а. Вопрос о х а р а к т е ре жизненных явлений в с трого научной трактовке не является л ишь узко биоло гиче ской темой. Это есть частица тс го миросо з ерца- ния, к о т о р ое несет с собой новый прол е т а р с кий мир, готовящийся сменить р а з л а г ающе е ся б у ржу а з ное обще с т во. Так по крайней ме ре мы понимаем борьбу двух течений за пр а вил ьный взгляд на жи з н е нные явления: виталисти- ческого и строго-научного. II. На ч а ло виталистических во з з рений на жи з нь скрыва е т ся в тумане древне- греческой фило с офии и пустословия мертвой схоластики с р е дне в е ков ь я. Первым фо рму лир о в ал сущнос ть витализма Б а р т е з, родившийся в 1734 году. Он первый употребил классический термин „жизненной с илы", в которой видел высшую причину, упр а в л яющую жизненными процессами. Вера в чудесное, сверхесте- 148
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2