Сибирские огни, 1922, № 5

ч то „все мы" ошибалис ь, что „ре волюционнее на с т ро ение затемнило собой на- у ч н ые исследования". Ошибался Маркс. Ошиб а л ся Энгельс, Ла с с а л ь. Ошибался Бе б е л ь. И очень ошибался Каутский. В :е их учения, с в я з анные с идеей социаль ной революции были „иллюзиями ложно го оптимизма". „В т ечение 70 лет л учшие представители социализма ошиб а лис ь, со дня на день (?) ожид ая пришествия социали зма. Не ошибают ся ли и с о в р еме нные Представители того или иного напр а в л ения в своих . перспе к тив ах ", планах со циализ ации? Ведь ошибки сде л а лись правилом; так не действует ли Это пра вило и сейчас?" Так с п р аши в а ет Далин. И от веча ет на этот вопрос так ; что никаких со- мнений о действительности перехода на б у ржу а з ные т еоре тиче ские р е ль сы не Остается. Что надо для успешной социалистической революции? Далин советует не торопиться с ответами на этот вопрос. „Слишком уж много р а з хоронили ка- питализм. По известной по г о в ор к е—к о го з а р а н ее похоронили, тому дол го жить суждено—не по вине ли утопистов (т. е. коммунистов, да? Д. Т.) капитализм о к а з а л ся столь живучим? Вот, мы меньшевики, вам, утопистам, с к ажем, к а кие предпосылки нужны для социальной революции. Вопервых: „Хозяйничанье капитализма должно пе р е с т а ть быть прогрессив- ным... покуда капитализм спс собен про в оциро в а ть еже г о дно тысячи изобрете- ний, применять их на практике, у с ов е ршенс т вов а ть производство—чае ею еще не пробил." Говорят, что элек трофикация создает пр е дпо сылки для ор г аниз ации о бще ственнсго. хозяйства. Какая ерунда! „Электротехника с д е л а ла на почве капита- лизма гигантские шаги вперед, и нет т акой с ф е ры применения электричества, где существование капитализме, мешало бы его использованию". Мы не будем гово рить о том, что это положе ние фактически неверно; экономическая история по следних десятилетий достаточно пок а зыв а е т, как институт частной собственн'.- сти м ешал э л е к т рофик ации не только России, но почти всех стран Европы. Нас интересует, главным обр а з ом, вывод: час капитализма еще не пробил. Но с амое инт е р е сное е ще впереди. Да л ин хочет д о к а з а ть на конкретных примерах, что еще слишком р а но дума ть об обобще с т в ении хозяйства. Един ственная область,—смягчается Д а л и н - где пожалуй во зможна социализация, так это же л е з н о д о р ожный транспорт; здесь, пра вда, „капитализм ни к чему", но это конечно, недостаточно для политики с оциа ли з ации. Возьмем г о р а з до б о л ее в ажную обл а с т ь—обл а с ть „изготовления платья, в частности дамского платья". Тут меньше ви зм силен, к ак нигде, и рассуждения на с т оль ко интересны и „ т е ор е тичны", что мы вынужд ены их выписать. „Ог ромн ая индустрия, в которой з а н я ты сотни тыс. рабочих рук; вероятно г е меньше, чем в же л е з но д о р ожном транспорте. Много ли здесь шаблону, одно образия? Мода вносит такой ша блон, но к ак он индивидуализируется. Мода создает одновр еменно десятки ша б л о н о в—но во с колько раз- они е ще умножа- ются, достигнув потребителя? Конфе кционные ма г а з ины со з дают свои о б р а з цы, но сколько сотен таких о б р а з ц ов на прот яжении к ажд ой с т р аны. Нужно вру маться в хозяйственный обиход этой индустрии. Сотни в о яже р ов р а з ' е зжают по стране, предла г ая свои о б р а з цы материй и готовых платьев. Сотни фирм кон- курируют друг с другом, с т а р а я сь проявить максимальное внимание к вкусам потребителей, угадать местные наклонности, пр о в инци а л ь ные особенности, при- хоти и причуды. Ре кл амы, витрины, выставки мод, меняясь еже годно, предста вляют т а к ое н а пр яже ние произ водит еля в его применении к потребителю, о ко- т ором т а к ое предприятие, к ак же л е з ная доро г а, не имеет и понятия. Там спо- койное, р а з ме р е нно е, з а р а н ее на годы р а с с чит анное расписание. Здесь, что ни день, то новинка, неожиданность, но вые потребности, новые выдумки, новые за- просы, новая конкуренция.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2