Сибирские огни, 1922, № 5
з ависимос ть профд виже ния и к о оп е р а ций, за с в ободу деятельности политиче- ских партий (каких?) и т. д," Впрочем, с о в е рше нно понятно каких, ибо е ще в прошлом году „Социали- с т и ч е с к и й В е с т н и к " № 1 9 п и с а л : „ Необходимо представить имущим классам доста- точный простор для мирной борьбы за влияние на ход дел в государстве и за влияние на народные массы". Значит, понятно о каких партиях идет р е чь и что понимает- ся под лозунгом р с вободные с о в е ты", в которых т ол ь ко и может р а з в е р тыв а т ь- ся с ейчас политическая б о р ь б а. Ве аь Мартов, по к р а йн ей м е ре на ближа йший период, и сам не выставляет т р ебов ания с в е ржения власти сове тов путем ре- волюционного восстания. Отсюда вывод, что меньшевики стремятся п е р е д а ть сове ты в руки буржу а з ных политических партий, ко т орые, уже, не беспокой- тесь, „путем орг аниз ованного давления масс (т. е., б е ло г в а рд ейс ко го офиц е р- ства, буржу а з но го студенчества, новой буржуа зии и т. д. Д. Т.) сумеют выр в а ть у суще с т вующей власти т акие политиче ские уступки, к о т о рые позволят им до- биваться и добиться торже с тва с воей воли над прои з волом дик т а т уры". В этой положительной части своей пр о г р аммы Ма р т ов сходится с п р а вым крылом—„ сменов еховце в ", т. е. к аде тов, с т ой только разницей, что последние эти, по существу и внутреннему с о д е ржа нию, одинаковые лозунги проводят куда т оньше, умнее, дипломатичнее. Ид е олог этой пр а в ой части сменовеховцев—Ус- т рялов—т оже, видите-ли, против восстаний и бунгов, не „за насильственное со- круше ни е ", а за „ р е в олюционное и зжив ание утопических элементов ре з олюции". Устрялов не выдвигает конкре тных ло з унг ов захвата советов, ссблюдения кон- ституции, свободы б о р ь бы политических партий и т . д . Згу мысль он в ыр а ж а ет пока в виде добро го совета со с т ороны д о б р о го друга „ р ешит е лы-о порв а ть с иллюзиями немедленно го коммунизма и т в е рдо п р о д о лжа ть с вое стратегиче- ское отступление до действительно обе спеченного надежно го „тыла". Ведь ре- волюция на своих пе р е довых позициях не у д е ржа л а с ь. И отступление, раз оно началось, должно быть пл аноме рным и энергичным, а не колеблющимс я, не- известным и отстающим от жизни-. Тол ь ко тогда будет нащупан новый и проч- ный социальный базис революционной России... И б ез излишних потрясений уста- новлена равнодействующая революция. Устрялов советует отступать до на д ежно го „тыла". Ма р т ов этот тыл со- здает, протаскивая в советы б у ржу а з ные партии, путем „соблюдения конститу- ции". Поистине, никогда так не с овпа д а ли конкр е т ные политические лозунги партии меньше виков—па р тии городского мещанс т ва и отсталых слоев прол е т а- риа т а—и партии крупной пр омышл е нной буржуазии, сейчас подвиз ающейся под фла г ом „смены вех". Таким обр а з ом, установлено, что меньше ви зм в итоге своего развития превратился в буржу а з ную партию, р а з р а б а т ыв ающую новую программу бор ь- бы за буржуазно-капиталистическую ре с т а врацию. Из партии, фо рм а л ь но стоя- щей в рядах революции, она п р е в р аща е т ся в партию, в о з л а г ающую на свои плечи тяжесть б о р ь бы за установление капитализма, со всеми выт е к ающими отсюда последствиями в России. Пра вда, пока это дела е т ся все в интересах демократии. Пр а в д а, „нов ая п л а тфо рма ", по с ло в ам Мар т ов а, должна „относительно н а ил у чше пр а к т ик о в а ть прол е т а риа ту и трудящимся классам в о о бще в о змож- ность (!) б о р ь бы за с в ое конечное о с в о б ожд е н и е ". Но это т ол ь ко прив е д ено в качестве ловко го т рюк а—д ля от вода глаз, ибо меньше ви зм своей новой плат- формой оконча т ельно порв ет с проле т арс кой демокра тией и ни в коем случае, з ащи т ниц ею этой демокр а тии явиться не может. То, что меньше визм окон- ча т ельно отходит от социалистических лозунгов—и подчиняет свои требования в напр а вл ении приспособления к требованиям и „учениям" буржуа зии, вытека- ет из тех глав теоретического труда члена ЦЧ меньше виков, Да лина, к о т о рые трак туют о „социализме в о о бще ". Тут ме н ьше в и зм выс тупа ет как т еория, оп- р а в дыв ающая „теоретические исследования" бу ржу а з ной науки относительно „утопичности" марксизма и нево зможнос ти социализма. По Далину ок а зыв а е т ся
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2