Сибирские огни, 1922, № 5

коатии к государственном*/ рабству", написанной в ответ на книгу TpOUKdro „Террори зм и коммунизм" он пише т: . Самовла с тие это, (т. е. больше визм. Д.Т.) в сочетании с со з данными эпохой экономического утопизма хозяйственными и классовыми элементами ра з вив аю щегося капитализма, может д а ть л ишь историческую комбинацию, известную в истории революции под именем „ б о н а п а р т и з м а"... Пр а вд а, еще нет Бон а п а р т а, но уже создаются все условия для его появления... Троцкий когда то накануне октября на з в ал Керенского „математической точкой для п р и л оже ния Бон а п а р т и зма ". Если тогда, в самом н а ч а ле революции, это было скорее остроумное словцо, нежели констатирование ре альной опасности, то теперь, на склоне революции (!), увы! можно сказать, что Тр.оцкий и созданная им путем „устранения и целе сообра зно го применения насилия" военно бюрокра тиче ская машина является не в о о б р ажа емой „точкой приложения ", нет!, а вполне проч- ной и р е а л ьной базой для построения системы бонапартизма..." Эти длинные выписки мы сочли необходимым привести, чтоб показать, до каких наивно пошленьких, мещанско-невинных аргументаций могут дойти д а же „теоретики", когда хотят до к а з а ть свою правоту, „правоту, во что бы то ни с т ало ". Партийный теоретик не побре з г ал д а же такими „глубоко-научными" до- водами, чтобы двумя тремя строчками ниже сказать: „есть т акой закон, который пр е др е к а ет России гибель „коммунии" и торжество капитализма. Эго неизбежно. Бороться против этого так же смешно, как с р ажа т ь ся с ветряными мельницами*. Меньшевики, как полагается, против Бо н а п а р т а, против диктатуры, не потому, конечно, что эта диктатура подавит р е в олюцию и проле т ариа т, а по- тому, что она будет тормазить наступательное ше с т вие капитализма и его торжество. Торжество капит ализма—вот что составляет б л иж а йшую цель меньше- визма. И в этом отношении меньшевистская идеология идет рука об руку с идеологией кадетов из „Смены вех". Те т оже—за „торжество капитализма". Они ув е р ены, что это торжество наступит чр е з выч айно с к о ро и подведет „ н е к о т о рые итоги" революции. Устря- лов ,—пра вый сменовеховец—в № 2 „Русской Жи з ни" (Харбин) пишет об этсм торжестве с л е д ующе е: „Пусть сейчас новая буржуа зия заявляет о с ебе главным обр а з ом несмет- ными полчищами всевозможных „пенкоснимателей" и спекулянтов дурного тона. Ничего не по д е л а ешь. Преодоле в ают ся они не газетными аттаками и не адми нистративными налетами, а рефермами, обе спечив ающими действительное раз- витие производительных сил. И тогда за ними должна прийти и созидательная буржуазия (курсив Устрялова), выдвинутая и закаленная революцией [ курсив мой Д. Т.) и в первую голову, конечно, тот „крепкий мужик", б е з которого немыслимо ни- к а кое о з доровл ение н аше го сельского хозяйства, т. е. основы экономического благополучия России". „Крепкий мужик", понимающий свои интересы, „созидательная буржуа з ия ", з акаленная в б о р ь бе с проле т ариа том и т е п е рь в тысячи р аз поумневшая—это и есть торжество капитализма. „Русская ре волюция—буржуа з ная революция. Она имела целью отбросить и уничтожить все то, что меша ет торже с тву капитализма. Те п е рь мы имеем картину вступающего в свои права буржуа з но го обще с т ва в момент окончания буржуа зной революции". Устрялов с удовольствием констатирует, что . р е в олюционная Россия пре- враща е т ся по своему социальному существу в буржуазную, собственническую страну". „Анализ развития русской р е волюции—пишет он д а л ьше—п р и в о дит к з аключению, что революционное наводнение продолжа ет неуклонно итти на убыль. Я, следов а т ельно, должен продолжа т ь ся и правительственный „спуск на т орма з а х" с бое вых в е ршин о тцв е т ающе го пе риода р е в олюции ". К сожалению, и для сменовеховцев и для меньше виков этот спуск совер- шается слишком медленно. Бол ьше вики—ана хрони зм. Одно то обстоятельство, что 123

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2