Сибирские огни, 1922, № 5
цией, бла г ословляющей революцию—с це л ью е е з аклина т ь, чтобы она н е ш л ё д а л ьше нэп—этого ново буржуа зно го Ерусалима, бл а г о с лорл яющей революцию за то, что она, мол, упльтила с т а рые долги и вручила ей лист индулъхенщн, чистый бланк. Вздор! Иллюзия и вздор. Русскому прол е т а ри а ту и русскому кре- стьянству не охота менять одного э ксплоа т а тора и угнетателя на другого. Не для этого р е волюционные классы России с о в е рша ли в еличайшую в истории революцию. Исторический смысл русской ре волюции в том и состоит, что она написала на своем знамени огненные слова: „долой всякую эксппоа т ацию чело- века челов еком". Российская р е в олюция—р е в олюция социалистическая, а не нэпманская. Ваши идеологические пр е в р аще ни я, г.г. нэпманы, вас же с т о ко обманут, так как они являются и з в р аще ни ями действительности. Тан ходит по Трубной и жадничает. На Трубной много т о в а р ов и, главное, много яств. За видя теленка, нэпманский р е п о р т ер о б р аща е т ся к нему со следую- щей х а р а к т е рной речью: „Милый тепенок, с к ажи мне, кто выростил тебя? Кулак или средняк, партийный или бе спартийный. . Чей ты, теленок? Не знаю, кто выростил тебя. Но з наю и чувствую, что в т ебе воскресла и выро с ла ми- стика жизни, мистика плоти, цветущей и тучной" („Россия," 1, 17). Нэпман жр ет и „ з а р а б а тыв а е т ", рассматривая т еленка с двух точек з р ения—с точки зрения его тучного мяса и с зрения его мзновой стоимости. Тан, вследствие эгого, не видит и не хочет видеть за теленком кре с т ьянина, выр а с т ивше го его, р е а л ь- ного крестьянина, ко т орый быв а ет кулаком, с ередняком или бедняком. Между тем, социально политически в ажно именно это, гр. Тан. Вы в плену у мелко- буржуа зной иллюзии и в аше о тношение к вопросам социальной жизни отли- чается, вдобавок, пошлостью, если вы, примерно, заявляете, что „ п е р е м еша ны все бывшие классы, пе р е т у т аны сословия*, что в новую эмульсию стерты жи- вые элементы Рсссии, высшие и низшие („Россия,* 1,17). Пе р емеша нными могли оказаться в ре з уль т а те революции люд и ,—бывшие буржуа могли обедне ть и обратно, бы вшие бедняки могли стать богатыми нэпманами, но классы не пере- мешиваются. Классы могут исчезнуть,—когда исчезнут условия индивидуалисти- ческого хозяйства, но перемешив а т ь ся они не могут. Надо, гр. Тан, уметь отли- ча ть определенных, персональных представителей класса от кл а с с а—к ак тако- вого, кла с с а—как экономической категории. В такой же ме ре иллюзией и пошлос т ью является в аше, гр. Тан, т орже- ство по поводу тего обстоятельства, что на Трубной пл оща ди в книжных кио- сках „Маркс и Христос приколоты рядом". Маркс ,—описыв а е те вы это свое на блюд ение—в тугом венце волос, Христос—в т ерновом. Что ж - - о б а е вр еи" (там же). Вы в этом обстоятельстве хотите видеть примирение буржу а з ии с проле т ариа том, п е р емешив а ние двух полярных воззрений. Это дело в аше ,—з а- блуждаться имеет пр а во всякий. Но, тем не менее, это з а блужд ение и пошлость. Что Маркс и Христос—оба евреи ,—э то верно, но это с о в е рше нно случайное и тре т ь е с т епенное обстоятельство не д е л а ет Маркса и Христа представителями одного учения и не уничтожает д а л ее того з намена т ельно го фа к т а, что совре- менная буржуа з ия все б о л ее и б о л ее предается религиозному ханжеству в то время, как современный проле т ариат неуклонно идет по пути а т еизма, заменяя религию наукой. Нам думается, что в л а д е л ец киоска на Трубной (разумеется, если он не будет посвящен в сущность н аше го спор а) не сколько иначе, б о л ее резонно и деловито, раз'яснит нам это прос тое обстоятельство, что „Маркс и Христос приколо ты рядом". Он вам скаже т :—И та, и другая к а р т ин а—т о в а р, покупатели р а з ные быв ают. На до всякому угодить.—И этот ответ будет пра- вильным. Тан рг сходится со своим клиентом в толковании фа к т а ,—на то он и идеолог, чтобы р е а л ь ные ф а к ты ставить на голову; т а к ое поручение он, как идеолог, получил от владельца киоска, так как попытка примирения Маркса с Христом обле гча ет последнему тор г овлю и укрепля ет его положение, как буржу а. В классовом обще с т ве существует р а з д е л е ние труда между вл а д е л ьцами киоска и других предприятий и его идеологом. Идеология при з в ана и з в р аща ть
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2