Сибирские огни, 1922, № 5

то ч то англичанину, а самому, что ни на есть р а з аме рик а нцу" (там же, стр. 36). Нечего, конечно, г оворить о том, что Нэпман тут ма л ень ко з а рыв а е т с я, но это п о к а зыв а е т, что у не го в е ликол е пное самочувствие и б л е с т ящие н а д ежды. Его идеолог Тан с любо в ью и энтузиазмом описыв а ет спекулянтскую жр а т ву и т ор г овлю бриллиантами. Приличия ради, он по р ою р а з р е ш а ет с е бе при этом отеческий укор, но тут же о п р а в дыв а ет с вое го клиента, поясняя и обучая нас: „не т ол ь ко р е в олюцию не д е л ают на р о з о в ой воде, п р омышл е нн о с ть т оже воск- р ешают совсем не в перчатках, а с г олыми и г ря зными рукг ми, засучив рука- в а " (там же). Разгул и веселье, оп е р е т ка и к а нк а н—в се х о р ошо, это д а же по революционному, так, мол, пля с ала и фр а н ц у з с к ая р е волюция, во в р еме на Ди- ректории, и если «М м Янго» бл е дне ет п е р ед оп е р е т к ой „Хо р ошее о т ноше ние К л оша д я м ", то это потому, что русская р е волюция б о л ее великая, чем фр а н- цузская (там же). Ка к ое по р а з и т е л ь ное и с к аже ние ре волюции. Это ре волюция в нэпманском пре ломл ении. В эпоху первонача льно го накопления буржу а з ия еще не имеет своей ясной классовой про г раммы, но что у нее на этой стадии в огромной степени есть, т ак это кл а с с овый инстинкт г р а б ежа и эксплоатации. Тан я р ко выявляет этот инстинкт, когда восклицает: „у меня нет про г р аммы, такой пр о г р аммы, о к а кой вы дума е т е. Жи ть надо—вот моя программа... Я вам не шк о л ь ный учит ель с указкой, чтобы сочинять про г р аммы, вдобавок в такое запутанное, смутное время, к ак теперь... Живите, не бойтесь, не нойте, не хныкайте, бори т е сь за место под солнцем", (там же, стр. 37). Тан приободря ет свою нэпманскую кли- ентуру, вколачивая ей в сознание, что не н а до бояться диктатуры п р о л е т а р и а т а, что надо при этой диктатуре бороться за „место под солнцем". Пр о г р аммы е ще нет, но с оци а л ьно политическая воля на лицо. Де ло выр а б о т ки пр о г р аммы для б у д уще го нэпман поруча ет интеллигенции, той части интеллигенции, котора я, как и он, т оже есть часть революции, . Ко с ть от е е кости, ппоть от е е плоти". „Ре волюционный нэпман сам-то занят, да время, к р оме того, т а к ое з а пу т а нно е ", что он не в состоянии предприня ть тонкое д е ло про г р аммы и поруч а ет его своей интеллигенции, которая . п р о к ип е ла в вол- ше бном котле ре волюции и вдруг п омо л о д е л а" (там же, стр. 37). Это она отче- канит и оформит новую этику и новую идеологию русской р е волюции" (там ж е стр. 38). Этой идеологии нужна всего одна предпосылк а, эта пр е дпо сыл ка н а зыв а- ется „ в е ликое чувство с вободы от нравственного долга п е р ед н а р о д ом ". „От До б р о люб о ва до Плеханов а—г оворит Тан, мы жили под з н а ком этого дол г а, т епе р ь, наконец, все долги з а пл а ч е ны*. Ре волюция их уплатила сполна. И Тан т орже с т ву е т; ре волюция уплатила за Тана, за нэпмана. Так кажется нэпману. Но в ая буржуа зия . р е в о люц и о н н а ", видите ли, не платит царских дол г ов, дол- гов с т арой буржу а з ии. Она выг о в а ри в а ет с ебе этим п р а во на новую, точнее, обновленную э к сплоа т ацию трудящихся масс. Ре волюция уплатила все долги— битва на рода с его вра г ами кончилась, и м а р о д ер приступает к своему делу. Нов ая буржу а з ия диктует своей интеллигенции следующий основной тезис бу- д ущей про г р аммы: „Новая интеллигенция, з ано во рожд енная в проце с се рево- люции... не будет, к ак пр ежд е, идолопоклонницей, духсвной р а бын е й, крепост- ной и сантиментальной, она будет рабочим и творческим мозгом русского н а- рода и русской р е в олюции (там же, стр. 38). На простом д е л о в ом я зыке бур- жуа этот з а к аз интеллигенции гласит: отпочкова т ь ся от н а р о дных масс, не бес- покоиться о них, служить н е р а з д е л ь но новым хо з я е в ам с т р аны не за страх, а за совесть—плата по р або т е. Но в ая интеллигенция з а бл а г о в р еме нно вербуется, к а к лейтенанты новой буржу а з ии. Старая русская б у ржу а з ия мирил а сь с цари змом из с траха п е р ед проле- т арской революцией, и с т а рые, р е а к ционные „вехи", бла г ословляя царизм, хо- тели з а клина ть р е волюцию. Но р е волюция пришла вопр е ки буржу а з ии, царизму и з аклинаниям цивилиз ованных ша м а н о в. Бу ржу а з ия и е е ш а м а ны ок а з а ли сь обманутыми. Обманутой ок аже т ся и новая б у ржу а з ия с е е новой интеллиген-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2