Сибирские огни, 1922, № 3
/Чр'иходйтся изумляться, как могло педагогически культурное издательство решиться на его печатание. 3. .Из родной литературы". Младший возраст. Для высших начальных училищ и средних школ. Ч. I. 1920 г. 480 стр. Составили: Городецкий, Двор- ников и др. В отношении книг дгя чтения в первые годы обучения, учителя обыкно- венно ссылаются на неизбежность для детей упражнением на небольших ста- тейках и стихотворениях вполне овладеть механизмом свободного и вырази- тельного чтения. Дабы не осложнять такой аргументацией вопроса, отка- жемся от желания оспаривать педагогическую полезность выполненного далькрайземгором, переиздания книг „живого родника" кружка московских преподаветелей (Янаньина, Гусакова и др.). Утверждение, что хрестоматии нужны для навыков в беглости и вырази- тельности чтения, совершенно теряет свою силу на пятом и шестом годах обу- чения; в эти годы, как и в последующие, а мы бы добавили, и в предыдущие, Самый важный смысл чтения—пережить и приблизиться к переживаниям автора произведения, когда оно в процессе бессознательного и сознательного творче- ства, зарождалось и рождалось, в целостном акте переживания, психически ов- ладеть соответствующей группой жизненных явлений действительности или лич- ного сознания. Очерченной цели .хрестоматия в пестроте своего состава, в кинематогра- фической смене настроений, тем, форм и авторов грубо противоречит. Около пятнадцати лдт назад раздался из уст авторитетнейших педагогов клич борьбы с опошлением поэтических произведений, хрестоматийным чтением. На смену устаревшей форме традиционных хрестоматий Сакулин изобрел еще до 1914 г. форму сборника отдельно отпечатанных и сброшюрованных расска- зов и повестей, вкладывающихся в общую папку. В психически надлежащий момент извлекается из папки то или иное творение и, индивидуально дома или коллективно в классе, переживается. Эти сборники увидели свет в до-револю- ционное время в изящном и безукоризненном издании Сытина и не могли не быть хорошо известны в 1918 году всякому мало-мальски культурному школь- ному издательству. Признавая, что из существовавших хрестоматий далькрайземгор избрал одну из лучших, мы решительно заявляем, что цель, какая им преследовалась, не достигнута, и что не дано также „материала для внеклассного чтения с по- следующими беседами о прочитанном" (слова издательства в предисловии). М. С Миротиков. „0 культуре овощей, применительно к условиям Сибири", (Из работ Тулун- ской опытной станции) Издание Иркутского отделения госуд. издательства 1921 г. В брошюре рассматриваются способы возделывания главнейших огородных овощей в обычном крестьянском хозяйстве применительно к условиям Сибири, главным образом, восточной ее части. По- мимо общих указаний об устройстве огорода, удобрении почвы, плодосмене, рассадниках, парниках, выведении рассады, а также уходе за огородом, рассмотрено возделывание ряда отдельных овощей. Бледно, а в некоторых местах не совсем ясно автором обрисованы некоторые подробности, как например, об устройстве рассадников и парников; встречаются местами и не совсем понятные массовому читателю отдельные выражения, отсутствует оглавление. Но при всем этом брошюра несомненно принесет пользу крестьянству, в особенности теперь пред наступлением ряда засушливых лет, когда урожай в огороде может восполнить недород на поле и позволит населению легче справляться с голодом. Соколов М. П. „Якутская губерний по переписи 1917 г.". Выпуск 1. Иркут. отделение государств, издательства. Иркутск 1922 года 1-}ТХ-|-'99. Краткое содержание: 1. Организация переписи, условия работ по ее производству. 2. Краткий статистико-экономический очерк Якутск, губернии: территория, устройство поверхности, воды, йпимат, население, скотоводство, земледелие, формы землепользования, колонизация, рыболовство, зверолов- С. И. Б.-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2