Сибирские огни, 1922, № 3

Мы питаем уверенность; что автор П. А. Казанский п р о д о лжит и н т е р е с н ую работу, пере- работает и выпустит вторым изданием свой труд. 8 з а к люч е н ие считаем долгом о б я з а н н о с ти сказать, что при всех дефектах „Конспективный курс" д о лж ен привлечь внимание преподава- телей географии и п р и н е си с в ою пользу з педагогической деятельности построением и изло- ж е н и ем части I „ о б щ ее з е мл е в е д е н и е" и с о б и р а н и ем б о л ьш е го и с в е ж е го материала осталь- ных двух частей; и что х о г о ш о подготовленные учащиеся найпут у д о в л е т в о р е н ие своей лю б о- знательности в I части и н а д е жный справочник во II и III частях. Издания Сибземгора и Дальнрайземгора. Единственным крупным школьным издательским предприятием в Сибири в пору 1918, 1919 и 1920 годов были учебные издания сибземгора и далькрай^емгора, которыми за перечисленные годы выпущено болеэ двадцати пяти названий. Об'ективная оценка этого изда- тельского дела, считаем долгом предупредить, затрудняется отсутствием у нас проспекта и плана его с необходимыми пояснениями. Издательство исходило, повидим^му, из той мысли, что при острой по- требности в педагогических пособиях нет возможности и нет нужды выжида ть сроки для создания оригинальных руководств, и свою задачу оно ограничило, за немногими исключениями, переизданием общеизвестных учебников для глав- ной массы школ, называемых в одних оглавлениях начальными и высшими на чальными училищами, в других—школами I и II ступени. Среди авторов перепечатанных учебников имеются: по естествознанию— Ягодовский, Капелькин и Цингер, по родному языку—^Вс. Флеров, Санулин и Кульман, по истории—Вейхельт, Ковалевский, Ефименко, по географии—Кур- дов и Ивановский, по математике—Волков, Струве и иные по упомянутым и не названным здесь отделам. В целом и общем подбор а в торов производит впеча- тление сравнительно вдумчивого и живого выбора наибол ее распространенных школьных пособий, из которых некоторые, как напр., Ягодовским, переизданы т акже Госиздатом или, как Вейхельт и Коваленским, коопера тивными издатель- ствами („Задругой"), не говоря о частных. Издательство правильно оценило, что современное учительство не облада ет полной подготовкой к обр ащению д аже со старыми лучшими руководствами, и дополнительно предприняло переиздание методических пособий, Вс. Флерова „подробный план занятий по обучению грамоте". Справедливость обязывает отметить, что издательству пришлос ь, судя по местам печатания книг и учитывая общеизвестные условия последних лет, преодолеть массу тяжелых технических препятствий и выйти из них с честью. Подготовка к печатанию на ч а л а сь в Томске, велось печатание во Владивостоке, Ша нх ае и других городах Хорошая, приятных оттенков, бумага; четкий и чистый шрифт; внимательная корректура; тщательно выполненные рисунки, которыми отдельные книжки, как а збука и задачник, в изобилии снабжены; иногда при- влека т ельные по изображению, шрифту и цвету обложки—все говорит о тех- нически тщательном руководительстве. Везде применено новое правописание. При всех несомненных больших достоинствах издательству присущи орга- нические пороки; основа их в том, что руководители дела не смогли отнести те виды и методы работ в школе, какие и старыми, установившимися, но без предубеждения, с чуткостью и с культурностью трудившимися педагогами были осуждены и практически преодолены и превзойдены (пред'являть более строгие требования к издательству, держа вшемуся почвы пр ежней школы ,—чр е зме рно сурово судить его). Иллюстрируем нашу мысль несколькими примерами, всецело зависившими от издательства, и попутно дадим оценку учебникам, взятым для пояснения. 1. „Наглядный задачникПервый, второй, 3-й и 4-й годы обучения. В трех выпусках. Составлено группой учительниц начальных школ г. Томска, под ре- дакцией и при участии доцента Томского технологического института В. И. Шу- милова. Рисунки исполнены Г. И. Эйдригевичем.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2