Сибирские огни, 1922, № 3

на земле; жизнь й морях; жизнь в холодных странах: жйЗнь в умеренных' (тайга. лисгвенние леса, степи, вечно-зеленые леса, пустыни) странах, жизнь в горных странах; в жарком поясе; человечество и главнейшие религии. Язык—лаконический и с математической опредетенностью выражающий положения и факты. Дальнейшее сжатие могло привести к невнятности. Частное замечание. К сожалению, повторяется свойственная учебникам скорая логика о том. что при приближении к высоким предметам зритель видит в начале верхушку, затем средину и потом основание предмета. Радиус земного шара настолько велик и кривизна его поверхности настолько незначительна, что человеческий глаз не наблюдает разновре »енного открытия частей высоких предметов. * В конце части впечатление углубленной серьезности портится в главке „главнейшие религии" упрощенными обывательскими толкованиями в роде того, что магометанство вредит росту культуры, и что у австралийских дикарей религии нет. Эти толкования или допущены в спешке работы, или обнаруживают недостаточное знакомство с этиологией и превратные представления по истории культуры (вспомнить цветущее время арабского халифата). Иная оценка создается при штудировании второго отдела „страноведение". Обзор всех частей, стран света и государств приводит в движение безбрежное море фактов. Практика десятилетий в занятиях географией в средне-учебных заведениях произвела отбор минимума их. Несомненно, ко взрослым нельзя подойти ни с их устанчвившейся груп- пировкой, ни с к личеством: не такова психика вырванного на короткое время из водоворота жизненных забот человека труда; для систематических занятий с большими жертвами и уси- лиями выдеряются немногие часы в неделю и немногие месяцы в жизни. Следовало прежде всего решить, что в соответствии с нуждой и интересами взрослых в ориентировке среди мировой культуры, хозяйства и мирового развития и в соответствии с международной важностью явлений должно быть выпукло выделено. Немногие основные, таким образом, выдвинутые группировки подлежали яркому для восприятия освещению, а все о тальные, то по большей части безжалостному из'ятию, то в меньшинстве случаев беглому упоминанию. Автор понял свою задачу по другому и проще: конспективно передал, улавливая в сеть своего изложения мельчайшие факты содержание всех отделов, глав, подзаголовков и * подразделений учебников за четыре—пять лет изучения географии в средней школе, в пла- менном стремлении сберечь возможно больше сведений, он, во многих местах превращает изло- жение в невразумительные для учащихся подзаголовки. А так как учебник предназначается для взрослых, то, повидимому, было сделано заключе- ние, что при больших умственных силах и требованиях их, обязательно уснастить корабль знаний всеми микроскопическими орудиями И вот повествуется о государствах—пигмеях европы (рес- публика Андорра, республика Сан-Марино, княжество Мексико, княжество Лихтенштейн) с • населением в 10—15 тысяч человек в каждом, перечисляются карликовые и мелкие республики северной Америки (Панаю, Костарико, Никарагуа. Гандурас, Сан-Сальвадор, Гватемало и другие) и подобные политические фикации остальных частей света. Ко многому множеству городов традиционных учебников щедрою горстью подброшены добавочные серии. Коллекция всевозможных островов пополнена. Помимо всего, учебник для взрослых, повидимому, нужно обставить музеем курьезов и паритетов. Таким образом, остров Хуан-ферикидеу упомянут ради жившего на нем Ю лет в одиночестве матроса Селькиои. жизнь которого послужила образцом для Дефо; остров Елены попал в число обвиняемых из-за ссыльного Наполеона I: в двух с половиною строках, посвя- щенных Бирме, нельзя позабыть, что в Бирме имеется храм Будды, крытый листовым золотом и что важнейший город называется Рангуп. Автор одержим чувствами археолога и антиквара и охвачен священным трепетом пред- всеми собственными названиями (государств, городов, островов и т. д.). Местами изложение " превращено в каталог. Описанным каталожным подходом в сознании учащихся и в самом учебнике стирается и затемняется первенствующая важность определяющих ход мирового хозяйства, культуры и мировой политики держав, уничтожается перспектива будущего, понимание перемещения центров, международных связей, конфликтов и их движущих сил. В целом и общем составителем учтены происшедшие изменения за последние восемь лег в хозяйстве отдельных стран. Но данные об этих изменениях не до конца выверены. Утверждается, что Англия строит корабли более всякой другой страны, тогда как Соединенные ' Штаты за годы войны превзошли ее в тоннаже выпускаемых судов. В главе о Сибири автор ответил методико-педагогическим требованиям—отдавать сосре- доточенное внимание местному и ближнему. Сибири тт, в частности. Алтайскому краю посвя- , щено много места. Богатства Сибири старательно зафиксированы и подчеркнута большая будущность края. Третья часть курса, отданная сравнительной экономической географии, разбита в сущ- ности на два раздела: первый—„природные богатства земли"—занят сравнительной регистра- цией подземных запасов (железа, угля, нефти, камня) и надземных даров (почвы, леса, расте- ния и животные, источника энергии); следующий раздел сравнительно учитывает ,использо- вание природных богатств" в добывающей и обрабатывающей промышленности, причем каждая отрасль хозяйства, рассматривается изолированно, и изложение напоминает изучение систематики растений. Оба раздела можно было слить и на этом сэкономить силы учащихся и выиграть в понимании путей развития отдельных государств и их соотносительного хозяйственного зна- чения и будущего.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2