Сибирские огни, 1922, № 3

„Георгий Виноградов. К изучению народных детских игр у бурят". (Икание отдела народного образования Бурят-Монгольской автономной республики 1922 г. Иркутск.) Краткое содержание брошюры: значение изучения детских игр вообще. Детские игры—материал для изучения исчезнувшего быта, отголоски верований, следы изжитых культов. Игры вводят в пони- мание народной психологии Необходимость знакомства учителя с этнографией вообще и в связи с изу- чением народных игр. Занятия этнографией могут дать ключ к пониманию интересов и идеалов народа. Прикладное значение изучения народных- игр. Собирательная работа и ее значение. Опыт программы по собиранию материала дпя изучения народных детских игр у бурят. Общие указания Виды детских игр. Собирание и опис ние игр. Коллективная работа и запись Точность записи и значение сохране- ния ее формы. Перевод записанного на русский язык. Проверка наблюдений и записей. Вопросник: название игры, место, число участников, возИраст, пол, время, подробное описание, правила игры, вы- бор вожака, песни, время появления игры в данном районе, район распространений и т. д. Работа Г. С. Виноградова насто ько интересна и ценна, что должна быть рекомендуема не толь ко учительскому персоналу, как предполагает автор брошюры, но и вообще всем занимающимся в области этнографии, а к тому же указания, изложенные в опыте программы по собиранию материала для изучения народных игр бурят, могут быть с успехом использованы и при собирании материала о народных играх вообще. Выпуском в свет брошюры Г. С. Виноградова, отдел народного образования Бурят-Монгольской автономной области вступает на путь своей издательской деятельности, столь необходимой в началь- ном периоде своей истории. Жаль, что работа выпушена в очень ограниченном количестве. Хороших. „Конспективный курс географии для взрослых учащихся", составил П. А. Казанский Издание АлтаРскою отделения Госиздата Барнаул 1922 г. 156 стр. Предисловия к курсу нет, и читатель в неведении о целях и способах использования курса, назначения его в системе преподавания; в самом изложении не встречается по интере- сующим вопросам ни прямого, ни косвенного ответа или хотя какого-либо отрывочного ука- зания. Сожалеем об умолчании; непосредственный опыт в еще молодых методах занятий со взрослыми чрезвычайно ценен и сообщение о нем могло устранить недоразумения в суждении о труде U. Я. Казанского. Составитель разделил общий повышенный интерес педагогов за время революции к делу образования старшей молодежи и взрослых и запечатлел его в достойной и внушитель- ной форме своего курса, который надо признать трудом серьезным и потребовавшим значи тельных затрат духовных сил и времени. Учебник—одна из немногих попыток в обще-респуб- ликанском и областном масштабе поставить на большую высоту преподавание географии и ввести взрослых учащихся в сложную запутанную сферу состояния племен и народов на зем- ном шаре. Автору должны быть тем б ол ее признательными, что тяжелые условия жизни не- благоприятствовали фундаментальному, длительному оформлению опыта. На плечах книги П. А. Казанского общие и местные пособия по географии будут твориться б ез тех неизбежных больших ошибок, какие „конспективный курс" допустил в силу неразработанности методов географии для взрослых. Есть несколько типов учебников -1) об'емистых для вполне самостоятельных занятий учащихся, 2) кратких для домашнего повторения аудиторных чтений и сдачи экзаменов, 3) крат- ких для домашней проработки параллельно и дополнительно к аудиторным занятиям, Последний вид наиболее трудный для создания и наиболее привлекательный по полезности и имеет ввиду рядом вопросов, сопоставленных задач и практических работ, дать выход личному опыту и душевным силам учащихся, т. е. вызвать их активность высшей степени, что главным образом и создает удовлетворительность занятиями в среде взрослых. Учебник 11. А. Казанского по всему содержанию и по форме изложения примыкает к второму типу механизированного повторения прослушанного в аудитории—совершенно нет вопросов, нет там и задач, нет сопоставления параллелей и работ для учащихся; дается сйлошь догматическое, б ез просветов и проблесков, изложение, не вызывающее брожения в психике учащихся. Сложный по построению, составу и об'ему „Конспективный курс" распадается на 3 части: 1. Общее землеведение на 47 страницах, 2. Страноведение (части света, области и государства всего земного шара) на 89 страницах и 3. Сравнительная экономическая география на 19 ти страницах. Первая часть о бщее землеведение,—исключительно содержательная и предельно насы- щенная. обнаруживает большую эрудицию, пластическое умение учуять и ответить понятною речью, примененной к аудитории, на все обычно волнующие взрослых вопросы продуманность построения. При всем разнообразии многочисленных разделов и мелких подразделений достиг нута целостность впечатления, логическое единство и связанность. Такая победа над разроз ценностью составляет большую педагогическую и методическую заслугу, ибо психика взрослых прежде всего домогается экономии и обобщения. Трудность завершенного об'единения чув- ствуется при одном беглом просмотре страниц: форма, величина и движения земли, солнеч- ная система и ее происхождение; земная поверхность и ее исследование; горы, вулканы и гей- зеры; моря, течения, приливы и отливы, геораллы; воздух, его движение, радуга, мираж, гроза, северное сияние; снег, ледники, реки; образование почв; условия жизни, тепло и влага

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2