Сибирские огни, 1922, № 3
коллективного творчества 18 учеников Hl-ей группы 1-й Сама р с к ой школы-ком муны рисует сцены голода. Вторая пьеса лучше. Еще есть в сборнике о б з ор Самарской лит ера турной жизни, Ст. Виклога «Жуки на булавках» о пьесе „ Бо г омо лы" А. Не в е ро ва и библиграфия, где раз- бирают ся книги проле т арских писателей. И опять, как в № 2 „Сибирских Огней", мне приходится посове това ть ре дакции смелей выплыв а ть в единое русло русской ли т е р а т у ры, бросить систе- му с амообслужив ания, с т роже относиться к стихам... Вол г а ри не д о лжны бояться трудных плаваний. П. Комаров^ Таежные Зори. Журнал Ks 1. 1922 год—выходит под р еда кцией Конст. Со колова (его же издание) 2 издание. Месяц не обо значен. Г. Новониколаевск. Стр. 54. „Ежемесячный литературно-художественный - жу р н а л" да ет нам на своих страницах ч е тыре про з аиче с кие вещи, дюжину стихов, поэму и с о в е рше нно неоправданно ,—что на зыв а е т с я—ни к селу, ни к г ороду ,—ряд выд е ржек из не- удачной книги М. Лемке ,,250 дней в царской с т а в к е ". „Подухи Ерма к а ", п е р е с к аз поверной стари горба той или по обычному— нечто вроде поэмы, как и „ в з будор аженная з а в о д ь "—о т рыв ки из повести бес- спорно принадлежа т, по нашему мнению, одному и тому же а в тору—редактору- издателю, хотя последняя в ещь и подписана „Н. Алтайский". У К. Соколова есть свой я зык, почти свой стиль, это его несомненное достоинство, и его легко отличить от других и нащупа ть, когда он даже „прячется"... Но это достоинство является в одно и то же время его Ахиллесо- вой пятой. В детстве мы все занимаемся словотворчес твом ,—Соколов, как писатель п е р ежи в а ет е ще свое счастливое, з олотое детство Писатель—дитя: он лепечет на с во е обр а з ном я зык е, да ет и в поэме и в повести иногда милые словечки и о б рыв ки их сочетаний ,—и исключительно на этом сосредот ачивает и расходует все свои пис а т ель ские ре с сурсы. Как у ребенка, по с т а вивше го себе задания не по возрасту, из поэмы о Ерма ке у автора получилась любит ель ски - неуклюжая в ещь. В самом строении ее, в стиле столько ра знобоя, ра зноголосицы, что прочитать е е—подвиг немень ший, чем с амое з а в о е в а ние Сибири. Читателю грозит та же участь, которая постигла Ерма ка в волнах Ир тиша. Спокойное и не дурное н а ч а ло—опи с а ние Ир т иша—с к о ро переходит в прозу, местами не г рамотно по с т ро енный хорей, по р ой—в б е лые бескост- ные стихи. Порой чувствуется, что у а в тора была з адача и з обр а з и ть события, исхо- дя из их звуковой ре альной сущности, и ко е—г де это ему мельканиями удается, как например, при и з обр ажении танцев Фа тимы. Но в целом из поэмы ничего цельного не получилось, кроме поэтического к а в а р д а к а: словно кто-то з апрег дурачливую л оша дь и бе спечно поскакал, рискуя сломить голову себе и с едок /—чит а т елю. В о т рыв к ах из повести д е ло немногим обстоит л у чше. На ч а ло, ко т орым дается п е р в ый штрих облика героини Ве ры, монахини в к ель е, сделан пре кра сно. Хо р ошо рисует а в тор и вечер: „Оглянулся на п р оща н ь е, улыбнулся широким разливом, позолотой блес- нул, пе р е с в е ты полосы по з емле пустил и в келью Ве ры з а бр а л с я. В бого- ма т е рь полосой стрельнул". Но одно д е ло—к л а с ть на полотно р о в ные ма з ки ,—дру г ое—подойти к душе человека и пр е одол е ть з адачу и з обр аже ния ее метаний, п р е о б р аже ний.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2