Сибирские огни, 1922, № 3
Горит невысказанным словом. И явь и сон в моей дали Слились в одном прекрасном звуке. Люблю я каждый вздох земли, И к небу простираю руки. Говорит Я. М. Тисленко.—Поистине его душа как прообраз русской ли- тературы—горела невысказанным словом, пр снимала жизнь, любила каждый вздох земли и тянулась к далекому небу... ' Рассказ „на Гордеевых песках" написан легко, мягкими красками. Действие происходит тихой летней ночью, у реки. После долгой разлуки поэт—житель города—встречается на рыбной ловле с другом детства, не уез- жавшим никуда из деревни, они вспоминали прошлое и делятся своими настро- ениями... Вот и все... Фимонька—житель новой русской деревни—выработавший свои взгляды под влиянием событий последних лет не хочет итти по чужой указке, а плохо или хорошо, но мыслит по своему и крепко держится за свои мысли... Вот выписка из его диалога: — „Вот ты кое чего, говоришь, видел, учился. ft чего узнал? Ну-ка! То, что люди везде живут не так, как следоаало-бы? Это и я знаю „Разве я отрицаю науку вообще! С чего ты взял? Я порицаю науку тепе- решнюю, как ты не понимаешь этого,—не признаю ее такой силой, которая собрала бы людей в одну семью, помирила бы их и сказала: ну, братья, вот вам рай!.. Живите и работайте!..—Этого не будет. Чтобы дерево не засохло по ливают корни, а не листочки перетирают, ft вы что делаете? Где у вас корень, самая основа счастья человеческого? Про него то и ни гу-гу. Его не обиходуют... Ну, и провалится к чорту вся ваша культура!.. Я ей не верю, теперешней на- уке вашей. Наука должна быть другой. Она и будет... Будет такая наука!.. Пер вейшая цель такой науки не забота о человеческих удобствах, а совершенство самого человека. ... ft то мы делаем так: человека совершенствует у нас поп, а умные лю- ди корпят—одни над усовершенствованием породы свиней, другие—лесов, а третьи совершенствуют машины, смотрят в трубку на небо, копаются в недрах, в из'еденных мышами книгах и думают: великое дело делают... ft оно веви- кое-то, блеет по. кабакам, гремит, вон, на позициях, стонет, втоптанное в грязь и в кровь, ft почему? Потому, что на попов понадеялись"... В рассказе почти нет ни слова, характеризующего поэта, за исключением только его мироощущения. Теперь, со смертью поэта, самарская семья осиротела... Когда придут но вые? Недурно написан рассказ „Мужичья радость" С. Косова—автору удалось схватить и передать читателю пьянящую власть земли над мужиком. Н. Степной в „Улице" дал живое жанровое описание ресефесеровской ули- цы, но все же это не рассказ, а скорей заметки записной книжки литератора, которые а в юр мог бы лучше использовать в каком-нибудь рассказе или по- вести... Гладко написан рассказ ftr. Неверова „Болезнь", где сельский священник под влиянием новой жизни узнает никчемность своего существования и сходит с ума. „Миколай Иванович", Д. Д. Михайлова, написан на злободневную тему: разоблаченное взяточничество секретаря какого то учреждения. „Песня" Цапен- кова—слабая вещь. Все же с рассказами сборника дело обстоит лучше, чем со стихами. Безнадежно-плохи в сборнике пьесы. Одна „На баррикадах" В. Кузьмина изображает момент из времен Парижской Комунны, другая „Черный год" плод
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2