Сибирские огни, 1922, № 3

не летит само в рот, как галушки гоголевскому Пасюку,—оно требует от нас усилий—изучения истории, экономики, идеологии и д а же мифологии греков и только тогда сонеты Олерона, статуи Фидия буду г дпя нас не з абавой, как это было, для буржуазии, а радостным познанием живой истории человече с тва, ее кровным живым отражением... Мы все живем, под знаком разрушения старой культуры и ожидания со- зидания новой культуры. Какова она будет? Мы еще не знаем. Мы л ишь мечтаем о ней, ищем ее форм... И в этот момент поэт 1 дает нам целостное ощуще ние одной из погибших культур. Ра з ве этот опыт, это живое ощуще ние не плодотворно для нас, творящих и ищущих форм и содержания новой культуры. И будет время, когда, вме:то учебы по Иловайскому, мм будема э з на в а т ь— ощуща ть историю по стихам, подобным сонетам Ол е рон а, ибо в них передана целая история Греции—от ее расцвета до падения, когда последний грек взо- ше л ' , , на пламенный кост«р". И если так мы будем подходить к искусству, тог- да и в крике погребенного Ик ара: Зачем, Геракл, ты в тьму меня укрыл... Я ширь постиг в полете слабых крыл, Мне не видна л а з урь из с а р к офа га мы, может быть, сумеем услыхать ноты, созвучные н ашей эпохе, эпохе не- устанной социальной борьбы против тьмы „за ла зурь " . .. Ведь устраиваем же мы в на с т оящее время «стадионы" для молодежи, ведь в о с кр еша ем же мы эллинские бега и метанье дисков для того, чт обы н аша молодежь росла красивой и крепкой физически, воскресим же и духовные игры (вместо буржуазной учебы) и духовные упражнения, чтоб человек н ашей эпо- хи и духовно рос цельным и крепким. И если так мы подойдем к о б р а з ам поэта Ол е рона ,—к его Лукрецию, герою Гераклу, трагически красивым обр а з ам скованного Прометея, и рвущего- ся в высь д аже из с аркофа га нера зумного Ик а ра и последнего грека, восходя- ще го кинической стопой „в свой дом на пламенный костер", то тогда мы эту маленькую книжечку сонетов бл а г ода рно примем и признаем нужной и в на- ши дни великой и кровавой социальной б о р ь бы за простое че лов ече с кое счастье Анонимные изда т ели выпустили книгу достаточно и з ящно и просто. О поэте и от поэта хочется услыхать еще, поэтому п оже л а ем издателям д а л ьнейше го успеха. В. Правдухин. Лев Гумилевский. „Исторические Дни" сборник рассказов. Государственное издательство. Саратов. 1922 г., 160 стр. „Может быть". Сборник рассказов, его- же- Сара тов. 1922 г. 83 стр. Лев Гумилевский—плодовитый писатель. С 1915 г. его книг издано 8 и го- товится к печати е ще 8. В 1922 г. он выпустил два, неровных по р а зме ру и значительности содержания томика рассказов: .Ис ториче ские Дни" и .Может Быт ь ". В первую книгу, изданную Саратовским Госиздатом, вошли лучшие про- изведения; во вторую все, что, очевидно, не принял Госиздат. Лев Гумилевский ни холоден, ни горяч. Он лит е р а т ор, но не поэт. Он пи- шет о войне, о революции. Пишет хорошо, „литературно"; но ни войны, ни революции нет в его расказах. Война и революция дпя него только фон и средство для развязки. Его т ипы—о быч ные типы русской доре волюционной литературы, хотя он любит вставать на ходули, казаться в ыше других и про- возглашать: — Будет новая интеллигенция. — Будет. А этой вечная память. — Вчера расстреляли двоих з а г оворщиков. Кажется, один чуть не профе с сор.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2